Главная О лиге Правила Календарь Рейтинг Отчеты Статистика Секция Форум Контакты

ЧМ 2004

• ЧМ 2004
  • Подробности
  • Обсуждение
  • Результаты
  • Галерея 1
  • Галерея 2
  • Отчет из газеты "Рыбак рыбака"
  • ЧМ 2003
  • www.badger.ru
  • www.float.ru
  • www.aptasa.it

Чемпионат мира 2004 глазами его участников.

Сборная РоссииКак сообщалось, 29-30 мая в Итальянском городке Боарио Терме на реке Оглио проходил Второй чемпионат мира по ловле рыбы спиннингом с берега. В соревнованиях участвовали 14 команд. Второй год подряд чемпионом мира стала сборная Польши. ВТОРОЙ ГОД ПОДРЯД СЕРЕБРЯНЫЕ МЕДАЛИ ЗАВОЕВАЛА СБОРНАЯ КОМАНДА РОССИИ! Бронзовые медали достались спиннингистам Швейцарии. Остальные места распределились так: 4-е место - Хорватия, 5-е место - Латвия, 6-е место - Италия, 7-е место - Чехия, 8-е место - Румыния, 9-е место - Болгария, 10-е место - Португалия, 11-е место - Бельгия, 12-е место - Сан-Марино, 13-е место - Словакия, 14-е место - Андорра.

К зачету принимались двенадцать видов рыб - кроме разных видов форелей, можно было ловить хариуса, голавля, усача и даже бычка. Крючки на приманках должны были быть без бородок. На каждый тур отводилось по три часа ловли. Утром, перед стартом, спортсмены узнавали, в каких именно секторах им следовало начинать ловлю и ловить первые десять минут после старта. Затем можно было занимать любой свободный сектор. У каждого спортсмена за спиной находился судья, в обязанности которого входило осматривать каждую заменяемую приманку, фиксировать пойманную рыбу, после чего принимать ее в свой подсачек и аккуратно отпускать обратно в реку. В случае если крючок оказывался глубоко в рыбьей пасти, судья мог потребовать обрезать леску, чтобы самому извлечь блесну.

Соревнования оказались достаточно сложными и напряженными не только в плане спортивной борьбы, но и из-за неожиданного решения судей, за несколько минут до начала первого тура разрешивших ловить на любые искусственные приманки, а не только на вращающиеся и колеблющиеся блесны, как было прописано в "Положении".
    За сборную России выступали Николай Гусаковский, Максим Балачевцев, Андрей Чернов, Алексей Шанин и Владимир Габелев.
    Тренером нашей сборной был Евгений Константинов, который по нашей просьбе прямо на месте событий, "по горячим следам", взял короткие интервью у членов своей команды.

Николай ГусаковскийНиколай Гусаковский - "Настоящая рыбалка" (Санкт-Петербург). Выступал в двух турах, поймал 14 форелей, занял 9-е место, заслужив звание "Мастер спорта международного класса".

Несмотря на непонятное, даже провокационное решение организаторов о применении воблеров, я решил не перестраиваться и ловить только на проверенные блесны. Правда, эти блесны оказались не такими уж надежными. Точнее, не столько сами блесны, сколько тройники с короткими жалами крючков, из-за которых у меня было много досадных сходов. Обидно было, что все эти сходы случились в течение первого часа ловли, когда остальные спиннингисты обеспечили себе основной улов, я же имел в активе всего одну форельку. А потом наколотая и напуганная рыба стала малоактивна.

Я очень вовремя прислушался к совету Алексея Шанина (который в первом туре стоял среди зрителей и наблюдал за моими безуспешными попытками вымучить эту капризную рыбу) и перешел на ловлю самыми маленькими вертушками с самой тонкой имеющейся в запасе леской. Это принесло очень положительный эффект, причем, не только тем, что за оставшееся время я успел поймать еще пять рыбин, но и тем, что почувствовал уверенность в своих силах и обрел железное спокойствие перед вторым туром.

Накануне второго дня наш тренер подсказал варианты тактических действий в зоне "Д", доставшейся мне по жребию. Я запомнил, какие освободившиеся сектора нужно занимать в первую очередь, и в итоге выбрал самый простой вариант. То есть, после первых обязательных десяти минут ловли в своем секторе я собирался занять очень перспективный сектор 3-бис. Но спортсмен из Сан-Марино, ловивший в секторе номер 3 и имевший в этом плане приоритет, занял его первым. Тогда я спокойно перешел в его стартовый сектор, который оказался еще лучше и из которого я в итоге поймал семь форелей из восьми.

Максим БалачевцевМаксим Балачевцев - "Настоящая рыбалка" (Санкт-Петербург). Выступал в двух турах, поймал 12 форелей, занял 12-е место, подтвердив звание "Мастер спорта международного класса".

Река Оглио оказалась сложнее Старки, на которой проходил прошлогодний чемпионат мира. Оглио более широкая, мощная и разнообразная. Организация чемпионата, как и в прошлом году, была на уровне, если бы не изменения в правилах за 5 минут до старта. Это огорчило, но накал страстей лишь увеличился. Разрешение использовать резину и воблеры меня немного огорошило - ни того, ни другого у меня с собой не было, а ловить на чужие воблеры слишком рискованно.
    Оба тура для меня оказались очень похожи. Уход от нуля со старта и далее два часа без рыбы. Лишь на третьем часу я начинал ловить нормально. Река была с "перегородками" в виде галечных кос совсем без воды или с мощными струями между большими валунами. Через эти препятствия протащить рыбу на крючках без бородок почти нереально. Поклевок на дальней дистанции у меня было много, но ни одну рыбу вынуть оттуда мне не удалось.
    Как свое, так и командное выступление я считаю скорее поражением, нежели успехом. При нашем уровне развития спиннинга, при отлаженном действии Российской спиннинговой лиги мы должны быть, как минимум, в первой тройке, а в этот раз чуть-чуть из нее не вывалились. Почему? Я много общался со спортсменами Польши и Литвы и в этом году, и в прошлом. В составе их команд только те, кто минимум 80 % своих рыбалок ловят именно форель. А у нас, наверное, я - самый опытный форелист, причем, ловлю форель не так уж часто, не более 30 % рыбалок. Примерно так же ловит Гусаковский, чуть меньше - Шанин. А остальные видели форель разве что на "отборах", да в самой Италии. Конечно, соревновательный опыт этих спортсменов высок - только за счет него они и отыграли. Но одного опыта слишком мало. Какой бы Шумахер ни был крутой гонщик, но на "Ниве" по бездорожью он проедет не на уровне, даже если пару раз потренируется. Что же делать на следующий год, чтобы хотя бы сравняться с Польшей и не проиграть "растущим" командам?
    С моей точки зрения, есть два варианта. Первый - вариант упомянутых европейских команд. Назначается тренер, который отбирает в сборную только тех, кто ловит форель часто, кто имеет в этом опыт. Второй вариант - провести хорошие "отборы" на реках, где имеется большое количество рыбы. Ведь есть рыбы, похожие по поведению на форель и живущие в тех же условиях - голавль, хариус. По итогам "отборов" сформировать команду, которая все начало следующего сезона тренируется на схожих с соревновательными водоемах. То есть, кроме "отборов", провести еще и сборы. Этих игроков освободить от участия в рейтинговых соревнованиях и от всего прочего, дабы они могли нормально подготовиться к чемпионату. Изыскать спонсоров для проведения сборов. Эти сборы можно сделать на том же Домбае, где весной форель ловится нормально, или в той же Карелии, или в Финляндии.
    Вообще, от чемпионата осадок остался не очень приятный - обидно, когда из кожи вон лезешь, а ничего не получается. И виноватых нет:

Андрей ЧерновАндрей Чернов - "Академия рыболовного мастерства" (Саратов). Выступал в двух турах, поймал 8 Форелей, занял 32-е место.

В первую очередь я хочу поблагодарить людей, оказавших нам материальную поддержку - фирмы "Семь ручьев" и "Торговый дом Соколовых". И, конечно, своих товарищей по команде, которые очень старались, были очень сплоченными, в общем - молодцы.
    В отличие от остальных спиннингистов нашей команды, я приехал в Италию в третий раз, и мне удалось половить на всех трех речках, на которых проводились мировые первенства по ловле рыбы с берега. Все эти речки имеют свои особенности, свой неповторимый характер. Поэтому важнейшим фактором подготовки спортсменов к соревнованиям была тренировка. К сожалению, в отличие от польских спортсменов, которые приехали в Боарио Терме на три дня раньше нас, мы имели возможность полноценно потренироваться в местах непосредственных соревнований, в общей сложности, не более пяти часов. В принципе, и этого времени хватило, чтобы неплохо изучить речку, мы поймали рыбу, поняли, как ее ловить, на какие приманки, в каких местах.
    По поводу разрешения ловли на приманки, не указанные в "Положении", думаю, будет отдельное разбирательство на самом высоком уровне. Скажу лишь, что такое решение поставило спортсменов в очень неравные условия.
    Если говорить о моем личном выступлении, то в первом туре я ловил достаточно уверенно, а во втором что-то не пошло, наверное, фортуна отвернулась. Жаль, что не все три часа ловли за моей спиной стоял наш тренер Евгений Константинов, ведь первую форель я поймал, благодаря его подсказке.
    У нас была настоящая команда, можно сказать, команда с большой буквы. Второе место на самых главных соревнованиях я считаю заслугой всей Российской спиннинговой лиги.

Алексей ШанинАлексей Шанин - Краснодарское КОООиР. Выйдя на замену во втором туре, поймал 13 форелей и стал первым в своей зоне. Итоговое место - 50-е.

Перед соревнованиями у меня было ощущение полной боевой готовности, я очень неплохо сориентировался, как ловить, и как поймать. К сожалению, из-за накладки, нам пришлось провести отборочную тренировку не в зоне ловли, а в другом выбранном наугад месте. На тренировке мне не удалось поймать ни одной рыбки. Пришлось в первом туре быть запасным.
    Перед стартом второго тура я сконцентрировался и без лишнего волнения начал ловлю. На третьем забросе оборвал вертушку. Поставил воблер, с первого заброса - сход. По совету тренера, ровно через девять минут, приблизился к краю соседнего сектора и успел занять его раньше, чем спортсмен из Сан-Марино. И уже за следующие десять минут поймал в нем пять форелей!
    Первый час, когда клевала самая активная рыба, я ловил на корточках. Следующие два часа очень активно перемещался, то есть буквально носился по секторам. Евгений Константинов находился рядом, видел перспективные сектора, подсказывал, куда желательно переместиться, и я моментально выполнял его указания. Поляк шел вровень со мной, но это не заставляло меня нервничать. Считаю такие действия залогом успеха. Чемпионат в Италии дал мне большой опыт и урок на будущее. Я очень надеюсь попасть в следующем году в Португалию и успешно там выступить.

Владимир ГабелевВладимир Габелев - "Рыбалка на Руси". Выступая в первом туре, поймал одну форель и занял 12,5 место. Итоговое место - 60.

По приезду в Италию у меня было естественное волнение из-за чувства ответственности перед предстоящим событием. Но было и понимание того, что к ловле я готов. На официальной тренировке отловился успешно, поймал двенадцать рыбин, все понял. Весь настрой перевернулся, когда судьи разрешили ловить на любые искусственные приманки. Добрая половина спортсменов стала активно возмущаться, нервничать, тем более, старт оттянули на полчаса, а это не могло ни сказаться на внутренней сосредоточенности.
    Поэтому первые десять минут меня просто колотило, я даже потратил больше двух минут на такую простую операцию, как перевязывание блесны. Это повлекло и мою серьезную ошибку, когда я на долю мгновения опоздал занять выгодный сектор, в котором соперник - болгарин - почти сразу поймал свою первую рыбу. Я быстро понял, что в отличие от вчерашнего дня, форель активней берет на быстром течении. Таких секторов в моей зоне было всего пять, но они постоянно были заняты. Приходилось бегать по менее перспективным местам и пытаться достать рыбу из-под дальнего берега, что приводило к сходам.
    Вызывало жуткое раздражение, что в это же время другие успешно ловили на воблеры. Первая рыба была поймана мной через два часа пятнадцать минут. А за три минуты до финиша был последний, самый досадный сход.
    Во втором туре я получил возможность наблюдать со стороны за всеми перипетиями борьбы и видеть различные школы ловли, кто какие допускают ошибки. Я сделал для себя очень много полезных выводов. Считаю, что в действиях нашей команды, как единого коллектива, было больше правильных шагов, чем ошибок. Именно это и определило наш успех.

Евгений КонстантиновКомментарий тренера сборной, Евгения Константинова (Военно-охотничье общество, Москва)

В последнее время все больше усиливается такая положительная тенденция, как внимательное отношение к ведущим спортсменам страны со стороны солидных рыболовных фирм. Рыболовный спорт у нас пока не профессиональный, и бывает, что у некоторых спортсменов даже для участия во внутренних соревнованиях не хватает средств. А здесь - поездка в Италию, то есть затраты масштаба примерно тысячи долларов. В этом плане лично мне очень помогла рыболовная фирма "KOEX", которой я приношу свою благодарность.
    Готовность нашей команды к чемпионату в отношении снастей была стопроцентной. У нас не было друг от друга секретов, мы постоянно делились блеснами, леской, любыми снастями. К примеру, Николаю Гусаковскому очень понравился мой спиннинг Black Hole Classic, 240 см с тестом 4-16 граммов, которым он успешно отловил оба тура соревнований, Андрей Чернов раздал всем отличную леску "флюорокарбон". Не лишним было бы побольше потренироваться непосредственно на месте ловли, но на сегодняшний день позволить себя такую "роскошь" сложновато опять же по материальным причинам.
    Уверен, что неудачное выступление в первом туре явилось исключительно следствием внезапного изменения пункта "Положения" о разрешенных приманках. Организаторы еще бы прикормку разрешили применять: После первого тура несколько команд, в том числе и Россия, подали в оргкомитет заявление, суть которого сводилась к тому, что на соревнованиях столь высокого уровня подобные действия недопустимы.
    Оказавшись в этой неожиданной и поэтому нервирующей ситуации, не каждый смог избежать ошибок, и это повлияло на результат. Каждый спортсмен - индивидуален. Володя Габелев излишне суетился, в то же время тратил непростительно много времени на замену блесен, Николай Гусаковский не очень охотно покидал уже обловленные сектора, Андрей Чернов передвигался по зоне пешком, в то время, как нужно было бегать, не обращая внимания на косые взгляды соперников: Понравились действия Максима Балачевцева: быстрая смена блесен, оперативное передвижение по зоне, прицельные забросы - все четко, грамотно. Алексей Шанин и вовсе показал чудеса сноровки и мастерства, у него даже образовался среди болельщиков свой фан-клуб. Положительным был фактор, что никто не стеснялся уделить лишнее внимание маскировке, чуть ли не ползком подбирались к урезу воды, чтобы не спугнуть форель. Я благодарен ребятам, что они практически беспрекословно выполняли мои указания, благодаря чему успевали занять выгодные сектора и ловили рыбу.
    За шесть дней пребывания в Италии мы тесно сошлись со спортсменами Хорватии, Латвии, Болгарии, Польши: Все они очень серьезно относятся к рыболовному спорту, участвуют во множестве внутренних соревнований. Это сильные конкуренты, постоянно повышающие свое мастерство. Поэтому уже сегодня нам надо думать о следующем чемпионате мира, который пройдет в Португалии. К нам, как к соперникам, все относились очень уважительно, а это лишний раз подтверждает, что российский спиннинг сегодня - на самом высоком уровне!

Комментарий редакции

Мы, конечно, не можем не радоваться вместе со всеми - вторые в мире, да еще по такому престижному виду, как спиннинг! Но ощущения все же двойственные, что называется, "радость со слезами на глазах". Просто в голове не укладывается, что члены сборной страны (!) и даже ее тренер (!!) вынуждены сами, частным образом, изыскивать средства для того, чтобы поехать на соревнования. Не просто на соревнования - на первенство мира! Неужели у Спорткомитета России и у такой мощной структуры, как РОСОХОТРЫБОЛОВСОЮЗ не нашлось необходимых средств - не таких уж и больших по масштабам этих организаций - на поездку нашей сборной? На этом фоне предложения о подготовке к следующему чемпионату мира, высказанные Максимом Балачевцевым, больше похожи на фантастику, чем на реальность. Остается надеяться, что стабильно высокие результаты наших спиннингистов на двух подряд чемпионатах мира все-таки сдвинут дело с мертвой точки, и к следующему чемпионату ситуация изменится.
    Мы со своей стороны рассчитываем услышать мнения "заинтересованных сторон" на этот счет и обнародовать их на страницах нашего издания.

Материал предоставлен редакцией газеты "Рыбак рыбака"