Мурманская область снова на пороге «рыбного» скандала. В свете последних заявлений президента РФ об усилении борьбы с коррупцией, некоторые аспекты выпущенного Правительством Мурманской области Распоряжения № 93-П от 24/04/2006 о распределении квот на организацию рыболовства на лососевых реках Мурманской области становятся объектом оспаривания в Арбитражном суде и прокуратуре. Речь идёт о выделенных Мурманской областной Администрацией квотах на рыбную ловлю ряду компаний в нарушение Федерального и областного законодательства.
Как передает корреспондент «Нового Региона» с места событий, обычно внимание общественности привлекают вопросы промышленного лова. На этот раз ситуация касается рыболовов-любителей из России и многих других стран. Известно, что Кольский полуостров обладает уникальным природным ресурсом в его реках водится атлантический лосось или по-нашему семга. Тысячи рыболовов со всего мира приезжают в Мурманскую область каждый год, чтобы испытать незабываемые впечатления от борьбы с самой сильной рыбой, которая обитает в наших реках. Рыболовно-туристические услуги стали активно развиваться в начале 90-х, когда армия иностранных рыбаков получила возможность свободно приезжать в Россию и охотиться за вожделенным трофеем, чьи запасы в других частях мира сильно истощились. Стали возникать российские и иностранные турфирмы, организующие такие поездки, что приносило дополнительные рабочие места и доходы в местный мурманский бюджет. Стоимость поездки на реки Кольского полуострова для иностранных туристов достигает 10,000 долларов США в неделю на человека, что превышает стоимость отдыха на самых шикарных мировых курортах. Доходы от этого бизнеса получаются немалые, но и расходы велики: стоимость вертолетного времени и сложность управления удаленными объектами требует серьезных затрат и инвестиций от фирм-организаторов.
В настоящее время регулирование организации любительского и спортивного рыболовства осуществляется в соответствии с Законом о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. В 2004 году с принятием этого Закона было введено понятие «Договор пользования рыбопромысловым участком». Компания-оператор, заключившая такой договор, получает исключительное право на организацию спортивного рыболовства на таком участке. Ведение третьими лицами любительского и спортивного рыболовства на таком участке без согласия его пользователя прямо запрещено Федеральным Законом о рыболовстве.
Полномочия на заключение договоров о пользовании рыбопромысловыми участками получил ФГУП «Мурманрыбвод», представляющее интересы Федерального Агентства по рыболовству на территории Мурманской области. Процесс оформления этих договоров начался в конце 2005 года не вызывал особых сложностей. Дело в том, что основные операторы рыболовного туризма на Кольском полуострове имеют право на автоматическое заключение этих договоров в соответствии с тем же Федеральным Законом о рыболовстве. Задача местных властей в лице Департамента по продовольствию, рыбному и сельскому хозяйству распределять квоты между компаниями-операторами на основании выделенных рыбопромысловых участков. Процесс распределения квот регулируется специально выпущенным Постановлением Правительства Мурманской области № 111-ПП от 05/04/2006. Это распоряжение четко указывает на то, что заявители на получение квот должны предоставить в числе прочих документов договора пользования рыбопромысловыми участками и наличие таких договоров обязательно для получения квот.
В апреле все добросовестные операторы рынка спортивного рыболовства, готовясь к летнему сезону, подали свои заявки на квоты, и по итогам рассмотрения поданных претендентами заявок, рабочей группой, созданной Департаментом продовольствия рыбного и сельского хозяйства Мурманской области под руководством Вячеслава Зиланова, квоты были утверждены Распоряжением Правительства Мурманской области № 93-РП от 24.04.2006.
Среди получателей квот есть такие серьезные операторы рыболовно-туристического бизнеса в Мурманской области как ЗАО «Серебро Поноя» (обладающая правами на пользование рыбопромысловым участком от верхнего до среднего течения р. Поной), ЗАО «Северные реки» (осуществляет деятельность на реках Харловка, Рында и Восточная Лица), ЗАО «Река Поной» (от среднего течения реки Поной до устья), ОАО «Варзина» (река Варзина) и другие.
Вместе с тем, в упомянутое Распоряжение были включены также три неизвестных «самозванца» СПК РК «Всходы коммунизма», ООО «Кольский рыболовно-охотничий клуб», ООО «Пессярйок». Этим компаниям каким-то чудесным образом удалось получить квоты на вылов, не имея соответствующих договоров пользования рыбопромысловыми участками. То есть природный ресурс, контролируемый федеральным агентством, был «прихватизирован» местными компаниями. Эти «прихватизаторы», получившие квоты на ловлю на рыбопромысловых участках, которые были выделены совершенно другим компаниям, получили возможность незаконно забирать из бассейнов рек Поной, Варзуга, Лебяжья, Индера, Пульньга, Чаваньга и др. в общей сложности 17 тонн рыбы. Судя по всему, при рассмотрении заявлений на получение квот в Департаменте продовольствия, рыбного и сельского хозяйства Мурманской области указанным компаниям пришлось пойти на серьезные нарушения при подаче заявок на получение квот. К тому же, складывается впечатление, что никакого рассмотрения заявок именно этих трех перечисленных фирм в Правительстве Мурманской области не происходило. Руководитель Департамента Вячеслав Зиланов по одному ему известным причинам просто включил «Всходы коммунизма», «КРОК» и «Пессярйок» в список компаний для получения квот, который и лег на губернаторский стол для визирования.
Кстати сказать, многие другие компании, заявленные в том же списке на распределение квот, предоставили г-ну Зиланову весь пакет необходимых договоров и документов, но получили куда как более скромные квоты на вылов от 1 до 3 с небольшим тонн.
Сложилась ситуация, когда у добросовестных компаний, имеющих соответствующим образом оформленные права на использование участков рек для организации рыбно-туристического бизнеса, пытаются отобрать эти права пришедшие на эти участки самозванцы, которые прикрываются незаконно полученными квотами и бравируют своими связями в областных органах власти. По версии участников рынка, ситуация эта сложилась при невнимательном отношении и попустительстве некоторых представителей Администрации области к Федеральному закону и выпущенным ей же самой Распоряжениям и Постановлениям. «Хочется надеяться, что все это происходит только из-за невнимательного отношения к своим обязанностям исключительно некоторых чиновников администрации», говорит представитель одной из законопослушных рыболовных компаний.
Лёгкость, с которой трём сомнительным фирмам удалось обойти все предусмотренные законодательством процедуры, возможно, объясняется весомостью фигур, стоящих у руля руководства этими компаниями. «Кольский Рыболовно-охотничий клуб», например, возглавляет один из начальников Кольской Атомной электростанции Сергей Мисоночников, а в числе лиц, принимающих основные решения, называются Ольга Чернякова и её супруг, зам. гендиректора Мурманского Торгового порта Николай Черняков, которые при любом удобном случае пытаются бравировать своими связями с областной властью.
В сложившейся ситуации, когда отдельными коммерческими структурами и их покровителями напрямую игнорируется федеральное законодательство и ущемляются интересы государства, начало разбираться Федеральное агентство по рыболовству во главе со Станиславом Ильясовым. 11 мая 2006 года ФГУП «Мурманрыбвод» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным незаконных актов местной администрации. По мнению руководителя Мурманрыбвода Рафаиля Ружейникова, высокие должности и звучные имена ещё не повод для игнорирования действующего законодательства. Именно Ружейников и инициировал иск в Арбитражный суд и заявление в Мурманскую прокуратуру с требованием разобраться в ситуации. По инициативе Ильясова судебное разбирательство было на время приостановлено и представители Мурманской администрации вызваны для объяснений в Москву.
Совсем недавно губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов публично рассуждал о разделении полномочий между федеральной и местной властями в своем интервью Интерфаксу. Он справедливо заметил, что вопросы местного значения должны решаться в регионах. Видимо окружение губернатора раньше времени решилось броситься в бой, забыв о том, что полномочия делить можно, а нарушать федеральные законы нет. Сам же Евдокимов в своем интервью сказал: «Сегодня есть много вопросов и в таких сферах, как регулирование и охрана водных биоресурсов
Нормативно-методическое регулирование и контроль за использованием возложенных на регионы полномочий необходимо сохранить в ведении федеральных органов власти».
Если суд и Генеральная прокуратура найдут претензии «Мурманрыбвода» основательными, то г-ну Зиланову предстоит ответить на целый ряд неприятных вопросов. Кроме того, отношения главы Департамента продовольствия, рыбного и сельского хозяйства с руководством компаний КРОК, «Всходы коммунизма» и «Пессярйок» подвергнутся пристальному изучению со стороны работников антикоррупционных структур.