Коренные невонцы прекрасно помнят, как еще 40 лет назад ангарская рыба была обязательным блюдом на их столах. И не простая рыба: таймень, стерлядь не были в диковинку для этих мест. Сегодня эти сорта рыбы уже прочно перешли в разряд деликатесов.
Печально то, что в случае затопления Богучанского водохранилища на отметке 208 метров деликатесами могут стать и щука, хариус, елец, окунь.
О том, какая судьба ждет рыбные запасы Ангары в случае слияния двух водохранилищ, мы беседуем с главным специалистом отдела рыбнадзора по Иркутской области и УОБАО в Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Людмилой Григорьевной СТЕРЯГОВОЙ.
Сегодня большее количество ангарской рыбы заражено полостными паразитами. Теми, что поражают рыбную печень. Для человека они, как правило, не опасны. А их появление в рыбе связано с недостаточно чистой водой в реке, хотя ниже Усть-Илимска Ангара имеет достаточно быстрое свободное течение и способность к самоочистке.
Любой живой организм со временем может приспособиться к изменившейся среде обитания. Все виды рыбы в Усть-Илимском водохранилище и Ангаре приспособились. Правда, для этого потребовались десятки лет. И сегодня ситуация все равно остается бедственной. Поэтому наша задача не усугубить положение дел с рыбными ресурсами. Для этого мы и работаем, в том числе и с лесопромышленным комплексом, который сбрасывает стоки в реку.
При затоплении Богучанского водохранилища основная масса рыбы поднимется и сконцентрируется в непо-средственной близости от очистных сооружений ЛПК. Среда обитания для рыбы изменится: скорость течения снизится, повысится температура воды, изменится ее гидрохимический режим. И мы потеряем те рыбные запасы, что имеются. Ведь для адаптации нужно время, а здесь изменение среды обитания будет происходить стремительно. Паразиты будут локализовываться как в полостной, так и в мышечной массе организмов. Есть вероятность, что заражение будет носить патогенный характер. Рыбе грозит массовая гибель.
С точки зрения специалиста рыбнадзора, какой может быть выход из ситуации?
Мы реально понимаем, что остановить строительство Богучанской ГЭС нельзя: слишком много средств уже вложено в этот проект. Но нужно попытаться добиться, чтобы затопление водохранилища происходило на пониженной 185-метровой отметке. Тогда для Усть-Илимска ситуация не будет столь критической. Сохранится сто километров свободного хода реки. Этого будет достаточно для самоочистки воды в Ангаре.
Подъем водохранилища до 208-й отметки губительно скажется и на состоянии проходной рыбы, которая идет на нерест в маленькие речки, впадающие в Ангару ниже по течению. В них ведь уровень воды тоже существенно поднимется, будет один общий водоем. Рыбе негде будет нереститься.
Людмила Григорьевна, можно ли ожидать, что со временем в водоеме появятся новые виды рыбы?
Если вы имеете в виду зарыбление водохранилища искусственно, то можно вспомнить опыт работы рыбного хозяйства Усть-Илимской ТЭЦ. Но, чтобы увидеть итог работы, нужно много времени. В Усть-Илимском водохранилище сегодня главные виды рыбы это окунь, плотва, щука. Важно их сохранить. Сегодня в Усть-Илимском водохранилище урегулирован процесс самоочистки, но на это ушли годы
Богучанская ГЭС, первые агрегаты которой планируется пустить уже в 2009 году, больший объем своей электроэнергии будет отправлять на снабжение новых энергоемких производств, которые будут построены в низовьях Ангары, алюминиевого завода и лесопромышленного комплекса. Сбросы от этих предприятий значительно ухудшат экологию региона. А что касается Ангары, то для нее станут просто губительны.
Елена Труфанова