Ученые ПИНРО закончили работу по оценке состояния семужьих запасов в реках Мурманской области.
В общих чертах картина семужьего достатка на Кольском полуострове выглядит вполне удовлетворительно. Тревожат частности, грозящие принять форму хронического неблагополучия Это касается части малых рек бассейнов Баренцева и Белого морей, в которых популяции атлантического лосося находятся в депрессивном состоянии. Запасы красной рыбы подорваны здесь набегами браконьерских бригад, на которых, в сущности, нет никакой управы. Прогнозировать изменение ситуации к лучшему в этих реках нет никаких оснований.
Крупные, всемирно известные семужьи водоемы Кольского Севера в большинстве своем беспокойства не вызывают. При том, что Кола и Тулома в немалой мере испытывают пресс незаконного лова, лососевые стада этих рек пока в надежном состоянии.
Самые мощные популяции семги, по оценкам ученых, принадлежат Поною, Варзуге и Иоканге. Варзуга всегда славилась тем, что в ней обитает наибольшее стадо главной рыбы Севера. Замечательно, однако, то, что к этим показателям сейчас приближается Поной. Численность семги здесь настолько высока, что запасы ее вдвое, а временами втрое превышают цифры 1993 года, когда реку отдали под лицензионное рыболовство. Браконьерство на Поное подсекли так, что река вздохнула от грабительских рейдов и отозвалась благодарно.
Подобная же картина отмечается на Иоканге. Стадо постоянно растет, причина все та же. Туристическая компания, работающая на реке, не оставила браконьеру шансов.
Критической, к сожалению, нотой приходится заканчивать эти строки. Умба многие годы была и продолжает быть самой проблемной из крупных рек области. Запасы семги в ней настолько подорваны, вернее, подошли к тому критическому пределу, за которым возможны процессы необратимые.
Специалисты разных ведомств и уровней склоняются к самому мрачному прогнозу. Край рискует потерять умбское стадо семги. Все все понимают, все об этом говорят, никто не знает, как реке помочь. И мало кто пытается это делать.
Адель АЛЕКСЕЕВА.