Туристический бизнес на Кольском полуострове, ориентированный на лов атлантического лосося, имеет не только неоспоримые разрекламированные плюсы (экологичность, высокие прибыли, повышение правопорядка), но и заставляет насторожиться.
Главная тому причина неоднозначность трактовки законов и неразбериха с процедурой распределения квот и выдачи лицензий. Кроме того, среди ученых до сих пор сегодня нет однозначного мнения по поводу того, как туристический лов семги по принципу «поймал-отпустил» сказывается на сохранности популяции атлантического лосося.
Нужно ли мучить семгу?
По сегодняшней ситуации можно говорить, что рыболовные компании не смотрят на квоты, а ловят столько, сколько им угодно, говорит кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории ихтиологии Мурманского морского биологического института Кольского научного центра РАН Евгений Берестовский. Принцип «поймал-отпустил» это ширма для расхищения национальных природных богатств, узаконенное браконьерство. И рыболовные компании хотят добить остатки тех запасов, которые еще имеются в нашем крае.
В научной литературе имеется большое число указаний на так называемую отсроченную смертность лососей при ловле по принципу «поймал отпустил», и что такая смертность может быть высокой.
Известно, что у рыб, которые до нереста подверглись процедуре «поймал отпустил» наблюдается задержка нереста, мальки рождаются более мелкими, и просто продуцируется меньшее число особей. И сегодня ученые уже ставят вопрос о том, что такую практику надо свести до минимума или вообще ее запретить. В некоторых странах законодательно запрещено выпускать пойманную на удочку рыбу обратно в водоем.
К тому же, по мнению ученого, много лет на реках Кольского полуострова все рыбоучетные заграждения сняты и расчеты численности семги ведутся довольно примитивными методами, что в принципе исключает получение качественной информации.
По сути, у нас сегодня вообще нет никаких объективных данных о состоянии запасов семги на Кольском полуострове, считает Берестовский.
Противники принципа «поймал-отпустил» считают, что необходимо запретить коммерческую охоту, развенчать миф о «гуманности» такого лова, ограничить аппетиты иностранных туристов. И в итоге вести лов в жестко контролируемом режиме «поймал-изъял», который психологически ближе и понятнее отечественному рыболову.
Бугры как метод спасения популяции
В последнее время для защиты поголовья семги широко используются пластмассовые «плошки» с многочисленными отверстиями. Это так называемые искусственные бугры. С их помощью ученые восстанавливают поголовье семги. Дело в том, что у благородной рыбы кроме браконьеров немало других врагов. Ее потомство поедают щуки и налимы. А перед буграми, куда помещают оплодотворенную икру, хищники пасуют.
Как говорит старший научный сотрудник Института биологии Карельского научного центра РАН Алексей Веселов, исследования показали, что в таких буграх выживает до 90% мальков семги, в то время как в естественных условиях втрое меньше.
Такой способ восстановления поголовья лосося, по мнению некоторых ученых, куда эффективнее, чем разведение мальков на рыбозаводах. В реках большая часть заводского молодняка, не успев адаптироваться к естественным условиям, погибает. А бугры помогают восполнять и вред, наносимый любительским рыболовством.
Научное сопровождение рыболовства
Между тем научное сопровождение туристического рыболовства в нашем регионе все же ведется. По словам директора Полярного научно-исследовательского института океанографии и морского рыбного хозяйства им. Книповича кандидата биологических наук Бориса Прищепы, роль научного обеспечения рекреационного рыболовства стала еще более актуальной с принятием в 2004 году Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Задача науки показать пользователям биоэкономические возможности промысловых объектов, в том числе лосося. Исследования ученых ориентированы на мониторинг запасов семги и других видов рыб в индексных реках Поной, Варзуга, Умба, Иоканьга, Кола, Тулома, Варзина, Харловка и других.
Проводя исследования, ученые собирают данные по биологическим характеристикам производителей и молоди семги (возрастной структуре, размерно-массовом составе, половом составе, плодовитости, динамики миграций, плотности расселения), а также сведения по промысловой статистике.
Исследования ученых ПИНРО показали, что за время существования рекреационного лова семги плотности расселения молоди лосося на участках рек, где проводился лов преимущественно по принципу «поймал-отпустил», увеличились. Причем увеличение общего числа молоди произошло без каких-либо изменений размерно-массовых показателей в соответствующих возрастных группах. Заметно выросло количество лососей, заходящих на нерест во второй и третий раз до 10% от общего числа производителей, что считается хорошим показателем для популяции.
Две стороны браконьерства
Контролирующие органы постоянно следят за законностью лова семги на реках области. Как отметил начальник управления Россельхознадзора по Мурманской области Василий Красовский, в последнее время наблюдается рост браконьерских случаев, но на реках, где ведется рекреационное рыболовство, число нарушений сократилось.
По данным на 1 ноября 2006 года, инспекторы Россельхознадзора вскрыли 2329 правонарушений (тогда как в 2005 году 1780 нарушений), связанных с незаконным ловом водных биологических ресурсов на внутренних водоемах региона. Привлечено к ответственности 2349 нарушителей, на которых наложен штраф в общей сумме более 1,5 млн рублей. У нарушителей изъяты более 2 тысяч рыболовных сетей, 3,9 тонны незаконно выловленных биоресурсов.
Однако бранконьерство браконьерству рознь. Одно дело умышленное нанесение ущерба природе, а совсем другое вынужденное «бранконьерство», а попросту говоря, ситуация, при которой местные жители вынуждены ловить рыбу без лицензий, которые им достаются с большими трудностями.
Ведь с 2006 года лучшие семужьи реки Кольского полуострова фактически переданы в ведение коммерческих структур, которые занимаются организацией спортивной и любительской рыбалки. С рыболовов-любителей уже два года взимается сбор «за пользование объектами водных биологических ресурсов». На протяжении 2005 года по инициативе Россельхознадзора вместе с разрешениями выдавались рыболовные разовые путевки, без которых нельзя было ловить рыбу.