После вступления в 2005 году в силу закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» на водоемах воцарился хаос. Чего стоил дележ полномочий между Россельхознадзором и ФГУ «Мурманрыбвод»! Рыбаки не могли понять, кто теперь должен выдавать им разрешения на семужью рыбалку, где можно ловить рыбу и где нельзя, почему разрешения выдавались Россельхознадзором по одной цене, и коммерческими фирмами по совершенно другой, на много порядков выше. «Рыбные» ведомства принялись поспешно латать юридические дыры в законе, и уже сегодня стало ясно, что в 2007 году семужатников ждет немало законодательных перемен. О них мы и поговорили с главой территориального управления Росрыболовства в Мурманской области Валентином БАЛАШОВЫМ.
Кого и почем пускать на реку, будут решать коммерсанты?
Валентин Валентинович, в прошлом году прокуратура запретила Россельхознадзору заниматься выдачей разрешений для граждан на любительский лов семги. Почему? И кто же будет делать эту работу в 2007 году?
Россельхознадзор по роду своей деятельности не имеет права выдавать гражданам разрешения на рыбалку. Это орган надзора и контроля, и он не должен ничего разрешать, иначе получается абсурд: одни люди разрешают, другие запрещают, а начальник над ними один. Да, в прошлом году Россельхознадзор выдавал разрешения, хоть и не вполне законно. Но по-другому было нельзя: сезон рыбалки оказался бы просто сорван. В этом году так не будет. А проблему решить можно: закон позволяет исполнительной власти области создать специальное унитарное предприятие, которое занималось бы организацией любительского и спортивного рыболовства на водоемах Мурманской области соответственно закону о рыболовстве. Самый лучший выход если правительство области создаст такое предприятие, наделит его определенной квотой и правом выдачи гражданам путевок на любительский лов семги на определенных участках водоемов. Или даст это право аналогичному предприятию, которое занимается в Заполярье вопросами природопользования. При этом следует установить фиксированную цену на разрешения конечно, не 1000 и не 500 рублей, но и не 16. А вырученные деньги использовать для охраны водоемов и организации рыболовства на территории Мурманской области.
В законе говорится, что отвечать за рыбопромысловые участки во внутренних водоемах должен пользователь. Вопрос кто этот пользователь? Коммерческая фирма? Не получится ли так, что семужьи реки будут полностью переданы коммерсантам? В 2005 году такое уже было: выдачей разрешений занимались рыболовные турфирмы, по весьма недешевой цене. У людей это вызвало бурю возмущения
В любом случае, рыбопромысловые участки будут за кем-то закреплены, и люди пойдут ловить туда, где это разрешено. Исходя из закона о рыболовстве, лов можно производить только по согласованию с пользователем участка. Вопрос, действительно, в том, кто будет этим пользователем. И у людей должен быть выбор: либо «общественный пляж», на который можно купить путевку по скромной и фиксированной цене, либо приобрести «билет» у частного пользователя с определенным набором сопутствующих услуг и за более высокую цену. О варианте с унитарным предприятием, занимающимся выдачей разрешений, я уже говорил. Возможен и другой вариант: частный пользователь будет на определенных условиях содержать специальный участок на какой-либо реке для неорганизованных рыбаков тех, кто едет сам по себе. То есть, отделить рыболовство в лагере, с гидами, от рыболовства для простых граждан. Пока все это обсуждается. И я убежден, что правительство области так же, как и в прошлом году, выделит достаточно серьезную часть квоты на любительское и спортивное рыболовство для граждан. Люди по-прежнему смогут ловить семгу, в частности, на отведенных для них участках на реках Кола, Ура Печенга. По-другому просто не может быть.
Об охране водоемов от браконьеров
Когда же этот вопрос будет решен окончательно? Времени осталось совсем немного
До 15 мая все должно решиться. Закон предписывает: субъект РФ утверждает перечень рыбопромысловых участков по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (в данном случае с Минсельхозом и Росрыболовством). Год назад мы начали заниматься составлением этого перечня. Работа весьма непроста хотя бы потому, что количество водоемов на Кольском полуострове исчисляется сотнями тысяч! Перечень уже практически готов, и нуждается лишь в согласовании в Министерстве сельского хозяйства. Следующий этап после утверждения перечня проведение конкурсов среди фирм, претендующих на роли пользователей тех или иных участков водоемов. В апреле будет создана конкурсная комиссия. К этому же времени должен быть согласован с Минсельхозом и утвержден правительством Мурманской области перечень рыбопромысловых участков.
А будет ли кто-то освобожден от конкурсов на закрепление рыбопромысловых участков ? К примеру, местные жители?
Да, те люди и организации, за которыми уже были закреплены участки до вступления в силу закона о рыболовстве, будут или освобождены от участия в конкурсе, или станут участвовать в нем на льготных основаниях. Кроме того, в конкурсах не будут участвовать коренные и малочисленные народы Севера, которые по законодательству имеют изначальное право иметь участки для рыбной ловли. Но не какие попало и где попало, а те участки, возле которых эти люди живут. Здесь тоже много нюансов в частности, с этнографической экспертизой, которая должна проверить законность притязания аборигенов на тот или иной рыбопромысловый участок: действительно ли они всегда тут жили и испокон веков ловили рыбу, или нет.
А кто и как организует охрану водоемов от браконьеров? Рыбаки часто жалуются, что пользователи-коммерсанты устраивают «беспредел» на семужьих реках, проводят рейды с участием силовиков, отнимают улов у правого и виноватого. Велик соблазн прогнать с реки безденежных «чужаков»!
Вот тут большая проблема. Понятие охраны самое размытое понятие в законодательстве о рыболовстве. Вроде бы это функция пользователей: именно они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы их водоем не загрязняли. Но сами коммерсанты не имеют никакого права проводить какие-либо охранные рейды. Заниматься этим должны только органы внутренних дел и прочих государственных служб. А фирмы могут лишь «свистнуть» о нарушении тем, кто имеет право охранять. Нужно создавать в стране единый орган, осуществляющий охрану в сфере рыболовства в целом, наделенный полномочиями задерживать, заводить дела и, может быть, даже вести следствие. На сегодня этот вопрос не решен. Сейчас на рабочей группе Госсовета при президенте РФ обсуждаются несколько вариантов организации единой системы охраны рыболовства в стране. Я думаю, что к проблеме охраны мы можем вернуться чуть позже, перед самым началом сезона ( в конце апреля ). К тому времени, скорее всего, что-то прояснится.
Михайлов Алексей