В сентябре правительство Москвы рассмотрит программу по восстановлению малых рек и водоемов.
На территории Москвы 140 рек и ручьев, 4 озера и более 400 прудов. Но и без того мутная вода в них осенью становится еще непригляднее. Дожди, умывающие Москву, несут всю грязь в водоемы.
Можно ли ловить в них рыбу без опаски ею отравиться? Корреспондент «РГ» попытался разобраться.
Надо ли бояться человека с удочкой?
Глава столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин признался корреспонденту «РГ», что встречал в газетах и Интернете фотографии рыб-мутантов, якобы выловленных в Москве-реке, но воочию этих «монстров» не видел, и жалобщики с таким уловом в департамент не приходили. Потому определенно ответить, можно ли отравиться такой рыбой, главный московский эколог не в состоянии. Согласно же статистике Роспотребнадзора по Москве, горожане если и травятся рыбой, то продающейся на рынках или с рук, но эти случаи единичны.
Тем не менее никто из ответственных лиц не советует варить уху из даров городской природы. Почему?
— Как правило, водоемы расположены по соседству с жилыми массивами, дорогами, торговыми комплексами, где нет обустроенного поверхностного стока, — объясняет пресс-секретарь «Мосэкомониторинга» Елена Лезина. — А значит, в воду могут попадать тяжелые металлы.
Свою лепту вносят и некоторые водители, моющие на берегах свои машины. Вся грязь, в том числе и нефтепродукты, прямиком попадает в воду.
Или еще момент. Многие сегодня умиляются при виде уток на Москве-реке. Но из-за них тут немало личинок гельминтов.
— В такой воде и самим лучше не плавать, и пойманную рыбу не есть, — считает пресс-секретарь Роспотребнадзора по Москве Леонид Волков. Ее даже домашним кошкам не надо давать — ни отварную, ни живую.
А Васька слушает, да ест
Однако любителей рыбалки это не останавливает. На Верхнем Царицынском пруду мы встретили человека с удочкой. Познакомились: Николай Колотозов. Оказывается, здесь завсегдатай. Но рыбачит не ради улова, а в удовольствие: «Я живу в доме на Шипиловском проезде, вот летом по вечерам и сижу здесь с удочкой».
В ведерке рядом с ним плещутся несколько плотвичек и окуньков.
— Я потом весь улов отпускаю, — поясняет Николай. — Если попадается что-то покрупнее — фотографирую. Год назад, когда почистили пруд, рискнул и поджарил пойманную рыбу, но вкус мне не понравился — горькая.
Рыба, по его словам, сегодня ловится почти во всех московских прудах, какая бы мутная и грязная вода там ни была. Если же хочешь поймать много и покрупнее — лучше всего забросить удочку в районе вывода в водоемы сточных труб, куда рыба идет подкормиться. Но есть ее и бомжи побоятся.
Так где же на территории мегаполиса можно гарантированно безопасно порыбачить? На этот вопрос председатель правления Московского общества охотников и рыболовов Вячеслав Кирьякулов лишь пожал плечами: «А зачем в городе рыбачить, если можно поехать в любое рыболовное хозяйство, где и вода чистая, и рыба съедобная?»
Пруды, где рыбка золотая
Как выяснилось, Москва — единственный регион России, где официально запрещен промышленный лов рыбы — об этом нам сообщили в Московском бассейновом управлении по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства («Мосрыбвод»).
Тем не менее в городе есть места, где ловить гарантированно безопасно и где ловятся вполне съедобные и увесистые рыбки. Но, увы, места эти платные.
За деньги половить в Москве рыбу можно на территории Тимирязевской академии, в Битцевском парке — «Рыбалка в Узском», в «Рыбацкой деревне» (ВВЦ) и в «Рыболовном рае» в Северном Бутове.
У каждой компании, обслуживающей платные рыбалки, — свои условия. Из всех платных мест наиболее популярна «Рыбацкая деревня» на ВВЦ. Здесь за 600 рублей можно сидеть с 10.00 до 23.00. Но именно только «сидеть». За пойманную рыбу нужно будет еще доплатить. Причем цена килограмма живого веса разнится в зависимости от вида: например, за щуку — 150 рублей, за осетровых — 700 рублей. Удочка напрокат — 200 рублей в день.
Такая же система и на других «организованных» водоемах, за исключением Битцевского парка. Здесь за световой день берут от 1,5 тысячи рублей, однако в эту сумму входит и улов. В Северном Бутове на выбор аж три пруда: для заядлых рыбаков — самый «малообитаемый», здесь час стоит всего 50 рублей; а тем, у кого не хватает терпения долго сидеть с удочкой, а денег не жалко, предлагают устроиться у «обильного» водоема за 200 рублей в час.
У Роспотребнадзора по Москве нареканий к содержанию платных водоемов пока не возникало. Как и у ветврачей: рыба вся из питомника, а значит — чистая.
Выходит, при желании пруды в Москве можно очистить настолько, что риск отравиться выловленной рыбой будет сведен к нулю. Но когда это может случиться? Прикинем вместе.
Впервые о чистоте столичных водоемов городские власти задумались в 2001 году. Тогда же в Кузьминках мэр Лужков собственноручно выпустил в почищенные к его приезду пруды несколько стерлядей. А с 2003 года в столице началась планомерная «реабилитация» водоемов. В 2005 году почистили четыре пруда, в 2006-м — семь, в 2007-м — уже около двадцати. Если такими темпами пойдет и дальше, то все 540 столичных водоемов будут безопасны для рыбалки лет через 10-15. Впрочем, это не гарантирует, что выловленная рыба придется всем по вкусу.
Как чистят московские пруды?
При «реабилитации» начинают с замены (или чистки) облицовки берегов. Затем пруд спускают, всю бытовую грязь и ил со дна убирают экскаваторами. После этого водоем заливают водой и селят сюда рыбу — в основном окуней, карасей, сазанов и щук, которых разводят в питомниках. Чтобы после «материнской» воды рыба смогла выжить в новых условиях, в пруды добавляют препарат «микрозим». Он состоит из микроорганизмов, пожирающих донный ил, сгнившую листву и прочую мертвую органику, которой питаются ряски, водоросли и тина.
Есть и более простой и быстрый способ. Если водоем загрязнен несильно, микроорганизмы можно запустить и через пару недель они сделают свое дело. В прошлом году, по данным департамента природопользования и охраны окружающей среды, таким необременительным образом обработали 72 водоема, в этом — 110.
Но особо ценные пруды — вроде Чистых, Патриарших или «усадебных» — чистят с помощью спецтехники, без применения экскаваторов, уничтожающих родники, питающие водоем. Таким уже почистили царицынские и измайловские водоемы, а следующей осенью спецтехника будет работать на Битцевских прудах.
Кстати
В сентябре правительство Москвы планирует рассмотреть программу по восстановлению малых рек и водоемов. В нее входят мероприятия по созданию центров реабилитации и репродукции диких животных, в том числе и рыбы: щук и стерлядей. В частности, будут пополнены уже существующие рыбные питомники в Серебряном Бору и Строгинской пойме (в последнем, открытом в 2006 году, уже выращено для столичных водоемов 500 стерлядей).