Водоем — своеобразная визитная карточка сразу двух районов Терновского и Грибановского. Воспетая местными поэтами тихая Савала больше не радует жителей окрестных деревень своей чистотой и первозданностью. Время от времени, с рекой происходят странные вещи.
Иван Бартенев: «Шофера подъехали купаться. Вода вся красная. Что такое? Я говорю, что рыбу отравили и купаться нельзя».
В этот раз мертвая рыба появилась вблизи села Красовка. Люди говорят, за несколько дней до рыбьего мора вода в Савале была цвета переспелой вишни. Такое уже бывало. Местные жители тогда выдвинули свою версию — вредный выброс сделал сахарный завод, что в городе Жердевка Тамбовской области. Кроме него вверх по течению нет ни одного предприятия.
Василий: «Это года четыре назад было, в январе, и точно так же рыба шла дохлая. Вот уже второй раз такая ерунда».
В селах, расположенных по берегам Савалы, живут почти одни пенсионеры. Есть среди них и заядлые рыбаки. Они то и наблюдают за метаморфозами речного мира. Подмечено, что после окрашенной воды вновь поймать на крючок рыбку можно лишь через год, а то и полтора.
Николай Ельчанинов: «Водился язь, лещ появился, сазан был, окунь, плотва, даже сом, изредка сомята попадались. Ну, сейчас крупная вся исчезла, вот, плотвичка осталась, окуньки, ну, щучка. Сейчас вода захолодает, начнут, и на лодках, на моторках на разных. Карась исчез, язь исчез. В общем, не от хорошей жизни».
Официальная версия с народной расходится. По словам районного эколога, на этот раз соседи тамбовчане не при чем. В деле явный браконьерский след.
Сергей Уваров, ведущий специалист по экологии Грибановского района: «Здесь подъема воды не было, выше по реке заморов, вернее погибшей рыбы, не было, только на этом участке».
В ближайшее время проблемой Савалы должны заняться на федеральном уровне. Сотрудники Росприроднадзора после экспертиз прояснят ситуацию. И дадут ответ, идет ли речь о варварской добыче рыбы или экологическом бедствии.
В массовой гибели рыбы виноват Жердевский сахарный завод — в этом абсолютно уверен главный воронежский эколог Анатолий Бородкин. Предприятие находится на границе Тамбовской области. И сейчас его проверяют местные защитники природы. Воронежские экологи настроены решительно, хотя говорят, оценить причиненный ущерб, пока река покрыта льдом, не возможно.
Анатолий Бородкин, руководитель Управления по экологии и природопользованию Воронежской области: «Сама процедура сахарного завода, сейчас они практически закончили свою работу, и они консервируют завод. То есть, они щелочью, чем угодно обрабатывают свое оборудование, и все выбросы идут, как правило, на поля фильтрации, но часть их попадает в наши водоемы».
На самом сахарном заводе вину категорически отрицают. На Савале это уже второй случай массовой гибели рыбы. В сентябре 2007 года мертвых карасей и окуней обнаружили недалеко от села Красовка. Местные жители уверяют, что за несколько дней до этого вода в реке была цвета переспелой вишни. Тогда рыбаки тоже обвиняли Жердевский завод — кроме него вверх по течению реки нет ни одного предприятия. Предположения селян опровергли районные экологи. По их заключению, тогда рыба погибла по вине браконьеров.