Инспекторы выявляют тех, кто занимается незаконным промыслом. Ограничений на рыбалку сейчас нет, однако строжайше запрещено использование сетей и электроудочек. К борьбе с браконьерами охотно подключаются и рыбаки-любители.
Рузское водохранилище. Несмотря на рабочий день на льду многолюдно. По берегам стоят машины. Сотрудники рыбоохраны проверяют путевки у рыбаков. Инспектор выясняет, нет ли среди них слишком уж удачливых любителей, проще говоря, браконьеров. А ими считаются те, кто пользуется сетями и электроудочками.
Сейчас на ловлю нет никаких ограничений — путёвка на один день стоит 100 рублей. Для пенсионеров — бесплатно. Виктор Бажинов, чтобы посидеть у любимой лунки, проделал 120-тикилометровый путь.
«Я люблю рыбачить нормально, на удочку. А зачем мне сеть — это же браконьерство, я считаю. Мне не нравится такая рыбалка. Рыбаков с электроудочками не уважаю», — говорит Виктор Бажинов, рыбак.
Площадь водохранилища больше 45 квадратных километров. Нужно проехать по всему периметру, поговорить с рыбаками. Полчаса на снегоходе и уже есть результат — инспектор осторожно наводит справки на счет одного из любителей.
Обычный рыбак, ничем не отличается от других. Вот только, увидев снегоход, молодой человек пытается уйти от лунки. Бросив снасти и улов.
При беглом осмотре волокуши, инспектор находит еще одну сеть и приличный улов. По оценкам инспектора рыбоохраны добыча, а это с полсотни сорожек и три десятка лещей и судаков тянут на три тысячи рублей штрафа. Орудия лова — сети и специальная пила должны быть изъяты и уничтожены.
«Вы в курсе, что запрещено ловить сетью? — В курсе. Почему нарушаете? — Я нигде не работаю, решил рыбки половить», — отвечает Василий Данилов инспектору, браконьер.
Василий Данилов относится к тому числу браконьеров профессионалов, которые умеют быстро и, самое главное, скрытно ставить подо льдом водохранилища километровые сети. На то, чтобы протянуть и потом проверить снасти, у молодого человека ушло не более двух часов. Если бы не помощь наблюдательных рыбаков, то вся эта рыба уже скоро оказалась на прилавке ближайшего рынка.
«Рыбаки нам помогают постоянно, сообщают инспекторам о постановках сетей. Сами браконьеры боятся, потому что рыбаки их гоняют и ругают. От нормальных рыбаков нам реальная помощь», — говорит Роман Постников, начальник отдела рыбоохраны Московско-Окского территориального Управления федерального агентства по рыболовству.
В подобные рейды инспекторы рыбоохраны выходят каждый день, и регулярно задерживают браконьеров. Тем не менее, сегодня служба переживает тяжелые времена. Если раньше столицу и Подмосковье патрулировали почти триста человек, то сейчас — всего дюжина.
В Московской области всего 12 инспекторов рыбоохраны, после реорганизации их станет больше — 35. Но все равно, чтобы контролировать все водоёмы, этого недостаточно. В данном случае помощь рыбаков-любителей бесценна.