Если загадать рыбинспектору детскую загадку о том, что бывает зимой и летом одним цветом, инспектор ответит: браконьерские сети. Для многих не секрет, что подледные зимние сети расставлены на Ильмене так же широко и с размахом, как и в летний период. Между тем, рыбинспекция без должной господдержки поддержки работает, чуть ли не на энтузиазме.
Ни яркого солнца, ни четких очертаний ледовых границ. Впереди нечеткие контуры русского внедорожника и иногда опасные торосы. Тем не менее, уже через несколько минут движения мы находим то, что искали — почти 100 метровые браконьерские сети.
Такие вот незаметные точки браконьеры, имея, современные навигаторы, находят почти безошибочно. От одной лунки может быть протянуто сразу несколько китайских орудий убийства. И это при том, что в нашем регионе продажа некогда крайне доступных сетей преследуется законом.
Поозер дед Николай 40 лет законно и профессионально ловит рыбу, имеет лицензию и платит за то государству, и у него сети свои — сделанные собственноручно. Несколько дней назад у деда украли сразу десять сетей. Но рыбак расстроен не только этим: бессчетные рыболовы-любители оставляют не льду бутылки, пакеты, пластик, и даже банки из-под машинного масла. Весной вся эта отрава осядет на ильменском дне.
Примерно 3 года назад в Ильмене снова появились раки — верные спутники экологического улучшения. Надолго ли они задержатся в озере, окутанном незаконными сетями и загаженном пластиком? И самое главное — удастся ли сохранить главный озерный ресурс — ильменскую рыбу? Сегодня рыбнадзор не имеет ни своего помещения, ни достойной техники, ни даже топлива для буранов. Инспектор с характерной фамилией Озеров удивляется: такое отношение, как минимум, странно, если учесть, что ведомство призвано решать одну из важнейших для региона задач — охранять наше все- то есть природу.
Штрафы за незаконную ловлю и стоимость запрещенных сетей с лихвой окупаются прямо на виду у всех. В самом центре Великого Новгорода. Тем не менее, нашей видеокамеры продавцы почему-то стесняются.
Этот молодой человек попался в руки инспекторов, и теперь, заплатит ту самую тысячу рублей. И, быть может, завтра снова придет на Ильмень и будет расставлять километровые ловушки. За один день инспекторы изъяли из воды сотни метров сетей и десятки крупных особей. В течение многих лет изъятая рыба бесплатно доставлялась в детские дома и интернаты. С весны 2009 рыбнадзору запретили это делать без проведения экспертизы санипидемстанции. Экспертиза, конечно, платная.
Таким образом, вопросов в сфере новгородской рыбоохраны с прошлой весны даже прибавилось. И коренной из них заключается во взаимодействии ответственных структур. Ведь умом не так просто понять, почему государственная организация должна платить другой государственной организации за то, чтобы та провела экспертизу. Чтобы, в конце концов, можно было бесплатно накормить рыбой интернаты и детские дома, которые тоже являются государственными организациями? Но кто-то, видимо, не очень хочет все это рузруливать. Зачем, если изъятую рыбу можно просто взять и утилизировать?