Неработающие очистные сооружения стали причиной гибели рыбы в Бисеровских прудах. Как установили специалисты, содержание вредных бактерий в воде превышено в несколько раз. Разбирательство длится уже несколько месяцев, но выяснить, кто же является хозяином очистных сооружений, не удается.
Прямо на земле главный рыбовод Бисеровского комбината рисует схему местной канализации. Он в ней разобрался не хуже любого водопроводчика — с тех пор, как в совхозе начала гибнуть рыба. Да и схема предельно проста. По трем трубам нечистоты из двух поселков и больницы попадают сюда и сливаются в поле, минуя очистные сооружения. Хотя задумывалось все по-другому.
«Здесь должны быть настоящие очистные сооружения, они в принципе есть. Есть и механическая очистка и биологическая, и пруды отстойники. Когда-то было задумало, чтобы часть очищенной воды шла на поля для полива», — объяснил Александр Разумный, главный рыбовод Бисеровского рыбокомбината.
Те самые очистные сооружения попросту не работают. Остался только естественный, но очень ненадежный фильтр — земля. Через несколько километров по этому каналу фекальные стоки попадают прямо в Кудиновский карьер. Этот мутный ручеек уже вылился в миллионные убытки для Бисеровского рыбокомбината. Предприятие строили в рамках нацпроекта развития АПК. Развивать хозяйство не получилось. Форель и карп начали чахнуть на глазах.
«Появились и заморы рыбы, и болезни, которые не дают возможность эксплуатировать этот карьер в той мере, в какой нам это необходимо», — пояснила Алла Арутюнян, заместитель директора Бисеровского рыбокомбината.
В этих садках должна плескаться рыба. Но работники достают очередную сеть с тушками погибших мальков. Остальные едва держатся на плаву. Ихтиопатолог — по-другому рыбий врач — быстро ставит диагноз.
«Развивается бактериальное заболевание, приводящее к гибели рыбы. Бактерии поселяются на жабрах, и рыба погибает от нехватки кислорода», — разъяснила Елена Барабанова, врач-ихтиопатолог.
Работники рыбокомбината вспоминают: еще пару лет назад вода в карьере даже на пятиметровой глубине была прозрачной. Частенько приезжали дайверы. Теперь два метра относительно чистой воды — дальше сплошная муть. «Мутная» история получилась и с поиском хозяина неработающих очистных сооружений. Его, похоже, просто нет.
«Администрация предоставила нам ответ, что на балансе у них эти очистные сооружения не состоят, и что они направили письмо в главную администрацию Ногинского района и будут разбираться. Итога никакого нет», — сообщил Вячеслав Маркин, старший государственный инспектор Московско-окского территориального управления Росрыболовства.
Разбирательство длится уже несколько месяцев. Сброс нечистот происходит каждые 10–15 минут. Трудно представить, сколько грязной воды могло попасть в Бисеровские пруды.
«Материал зарегистрирован, произведен забор проб для бактериологического исследования, проводится проверка», — уточнил Дмитрий Мудренко, пресс-секретарь экологической милиции ГУВД по Московской области.
Результаты анализа ужасающие! Содержание бактерий в воде в несколько раз превышает допустимые нормы. Материалы теперь передадут в природоохранную прокуратуру, будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. Летом на Кудиновском карьере — тысячи купальщиков. Если проблему не решить, диагнозы, скорее всего, придется ставить не только рыбьим врачам.
Анастасия Кашинцева