У сёмги такое же «чувство дома», как у собаки или кошки. Инстинкт. Нагуляв жирок в море, она всегда возвращается в материнскую реку продолжить род. Рыба идет против течения, через бурные пороги и ничто не может её остановить.
Ничто и никто, кроме браконьеров и плотин. Поэтому, в 36 году, когда строили Нижнетуломскую ГЭС, через неё проложили рыбоход. 65 бетонных колодцев длиной 507 м образуют искусственный ручей. Зимой воду перекрывают, чтобы лёд не разорвал конструкцию, а летом вынимают заслонку и запускают вновь.
Сейчас путь для сёмги открыт. Как говорят специалисты, существует много видов рыбоходов, но этот самый лучший, поскольку имитирует естественные скаты, пороги и семга здесь себя чувствует спокойно.
Атлантический лосось поднимаются на нерест из Баренцева моря в верховья Туломы. Как вспоминают гидротехники, в 80-х годах рыбоход кипел от упругих серебристых тел. Сегодня через ручей проходит всего 30 — 40 рыбин в сутки. Популяцию подорвали хищники. В этом месте, у плотины, нередко дежурят тюлени, а выше орудует самый страшный враг сёмги — человек.
Начальник отдела государственного учета и мониторинга водных биологических ресурсов ФГУ «Мурманрыбвод» Константин Гапоник сказал: «Под покровом ночи, так называемый дайвер, пытался проникнуть на рыбоход в садки. Это постоянная проблема — нарушители и браконьеры, которые хотят рыбы».
Несмотря на заборы, будут дежурить ихтиологи. Они займутся отбором производителей для рыборазводных заводов, учётом рыбы, её охраной.
Константин Гапоник пояснил: «Через каждые 100 метров сложно поставить человека, но мы задействуем в этом году технические средства контроля и защиты рыбохода, и видеокамеры в том числе».
Свой вклад вносят и энергетики: они ограничивают работу ближайшего генератора, чтобы успокоить течение и семга могла зайти в рыбоход. Делают холостые сбросы воды, чтобы мальки вышли в море. Специалисты надеются, что их усилия позволят восстановить семужье стадо.