15 октября Управление охотопользования и рыболовства Департамента управления природными ресурсами Тверской области исполнилось 3 года со дня создания подразделения.
На протяжении этого времени Управление обеспечивает охрану, контроль и регулирование использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов в Тверской области.
Основные направления работы Управления охотопользования и рыболовства — выдача лицензий на пользование объектами животного мира, проведение проверок охотопользователей по исполнению ими требований действующего законодательства в области охотопользования, а также регулирование численности животных, наносящих ущерб животному миру, профилактика бешенства, рыбопромысловые мероприятия и многое другое.
Так, за 3 года, по данным Управления охотопользования и рыболовства Департамента управления природными ресурсами, было совершено 7676 рейдов по охране охотничьих угодий Тверской области. За последний год было произведено зарыбление реки Тверцы мальком щуки более 200 тыс. штук, а также зарыбление реки Волги и Иваньковского водохранилища годовиком стерляди более 1000 штук.
Управление осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с научными организациями: ГУ «Центрохотконтроль», кафедрами экологии, зоологии Тверского государственного университета, Центрально-Лесным биосферным заповедником, Тверской государственной сельскохозяйственной академией, где проходят переподготовку области и повышают свой профессиональный уровень егеря и охотоведы Тверской области, а также общественные охотничьи организации.
В Тверской области в настоящее время эффективно ведут охотничье хозяйство более двухсот охотопользователей, успешно развивается охотничий туризм. В течение сезона охоты угодья области посещает до 230 тыс. охотников.
Благодаря деятельности Управления проделана работа по профилактике правонарушений в сфере охотопользования и рыболовства на территории Тверской области, что позволило установить контроль и надзор в охотничьих угодьях
Для каждой реки характеризовали гидрологический режим — использовали данные по среднесуточному стоку и его сезонным колебаниям, а также подсчитали величину экстремальных изменений стока, происходящих по время засухи или наводнений. Энергетические ресурсы экосистемы определяли по биомассе водных растений.
Изотопы метят хищников и жертв
В каждой реке биологи отловили представителей местной фауны: хищных и травоядных рыб, моллюсков-фильтраторов, червей, ракообразных и пр. и отправили на анализ в лабораторию. Методом масс-спектрометрии в тканях измеряли соотношение стабильных изотопов углерода и азота. Место того или иного водного организма в пищевой цепи определяли по количеству изотопов азота 15N.
Известно, что доля тяжелого азота в тканях живых организмов увеличивается по сравнению с его содержанием в воздухе и с каждым звеном по пищевой цепи возрастает на 3,4 ‰ (промилле, тысячная доля). То есть в тканях животного доля изотопа 15N на 3,4 ‰ выше, чем в тканях растения, которое служило ему пищей, и так далее.
Нестабильность укорачивает пищевые цепи
В пищевые цепи речных экосистем входили от трех до пяти звеньев. Биологи вычислили для каждой реки максимальную длину пищевой цепи, усреднив ее по разным участкам, и проанализировали ее соотношение с параметрами реки. Выяснилось, что максимальная длина пищевых цепей положительно коррелирует с величиной бассейна реки и с площадью сечения. То есть она тем больше, чем больше размер экосистемы. Отрицательная корреляция отмечалась с нестабильностью гидрологического режима.
В реках, испытывающих сильные колебания стока (пересыхания и наводнения), максимальная длина пищевых цепей короче, чем в реках со стабильным режимом. А вот от энергетических ресурсов, то есть, от обилия растительности, длина пищевых цепей практически не зависела.
Избыток или недостаток воды — результат один
Интересно, что противоположные явления — наводнения и засухи — приводят к одному и тому же результату. Впрочем, укорачиваются пищевые цепи по-разному.
«Большая вода упрощает пищевую цепь, убирая из нее средние звенья, — объясняет Джон Сабо. — Река разливается, привычной еды становится меньше, и хищники переходят на питание организмами более низкого уровня, чем обычно. Представьте, что лев начинает есть траву вместо того, чтобы питаться газелями, которые едят траву.
А во время засухи больше всего страдают высшие хищники. Даже если река не пересыхает полностью, условия в ней ухудшаются. Крупные хищники зачастую не могут перенести высокой температуры и снижения содержания кислорода. Поэтому пищевая цепь укорачивается сверху».
Не случайно в больших реках с более стабильным гидрологическим режимом на высшей ступени пищевой цепи находились крупные хищные рыбы, а в мелких реках, испытывающих сезонные пересыхания, беспозвоночные или более мелкие рыбы. Влияние частичного пересыхания на экосистему реки может быть долговременным: некоторые реки пережили засуху 5−10 лет назад, но до сих пор в них не появились крупные рыбы. После наводнений экосистемы восстанавливаются быстрее, в среднем за год.
Наводнения и засухи, подчеркивают ученые, становятся в последнее время более частыми из-за изменений климата, но могут быть вызваны и деятельностью человека. Гидрологический режим изменяется при постройке гидросооружений и при чрезмерном заборе воды для полива, особенно в засушливые годы.
Результаты работы, считают авторы, будут полезными, в частности, для оценки рыбных ресурсов и планирования речного рыболовства.