Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний провел в минувшую пятницу «горячую телефонную линию» с читателями «Российской газеты». Разговор шел об общедоступной и бесплатной рыбалке. Точнее — о плате за нее.
После того как Росрыболовство на конкурсах разыграло между предпринимателями почти шесть тысяч участков рек, озер и водохранилищ для организации спортивно-любительской рыбалки, часть рыбаков оказала организованное сопротивление развитию этого бизнеса — сначала в Интернете, а затем и на митингах в ряде городов страны.
Российская газета: Сейчас, после митингов, вы создали при Росрыболовстве комиссию по развитию любительской рыбалки, в нее вошли рыбаки, предприниматели и чиновники. Но она будет вместе с парламентом исправлять законы в течение года, если не больше.
А где и почем в это время будут ловить рыбаки? И, с другой стороны, как будут себя чувствовать те, кто выиграл на конкурсах рыбопромысловые участки для организации спортивно-любительского рыболовства?
Андрей Крайний: Я дал команду приостановить на это время проведение всех конкурсов. Надо очень внимательно посмотреть на города-миллионники, чтобы не получилось так, что они окружены со всех сторон платными участками, чтобы не страдали интересы людей.
Но те предприниматели, которые конкурсы уже выиграли, должны оставаться в своем праве и организовывать спортивно-любительское рыболовство. Это люди, которые создают рабочие места, платят налоги и фактически ничего не требуют у государства, кроме нормальных правил игры.
При этом мы сейчас проверяем тех, кто выиграл конкурсы в 2009–2010 годах, смотрим, что эти компании делают для организации спортивно-любительского рыболовства. Некоторые просто ограничились установкой шлагбаума. Или есть, например, гражданин, который денег вообще не берет, они ему не нужны. Он просто себе поставил дом на рыбопромысловом участке, никого на него не пускает и прекрасно себя чувствует.
Вот сейчас мы с такими «арендаторами» будем расторгать договоры и уже, кстати, расторгли в октябре прошлого года около 30 договоров в Карелии и Западной Сибири. А потом посмотрим, может быть, какие-то участки и не следует выставлять на конкурс вообще. Мы думаем, что традиционные места рыбалки, где ловит большое количество людей, должны остаться бесплатными и общедоступными.
Аноним, Краснодарский край: У нас по поселку течет река Бейсуг, она вся в аренде. Хотя нам говорили, что река, которая проходит по населенному пункту, не должна быть в аренде. Но жителям хутора не разрешают даже с удочками быть на реке. Кто? Да герои наши местные. Все их боятся. Но никто эту речку не арендовал, нет документов — мы выясняли это в районной власти.
Крайний: Вы говорите, что какие-то люди самовольно присвоили себе право аренды? Я дам команду, в понедельник подъедут наши инспекторы, мы вашу речку посмотрим. Если это так, как вы рассказываете, мы обратимся в местную прокуратуру.
Михаил Моргачев, Липецкая область: Предприниматель хочет сделать из речки пруд, а хвост этой речки — он ближе к поселку подходит. Как раз тут у нас в основном люди отдыхают, и во время нереста заходят плотва, щука. Он же своей плотиной путь к нерестилищу перекроет, рыба уже больше сюда не зайдет. Разве он имеет на это право?
Крайний Нет, без специальных согласований перегораживать речку никто не имеет право. Я сам из Липецкой области, мы вмешаемся, не переживайте. Я переговорю с губернатором Королевым.
Что творится у нас в Великой России?! Кто во что горазд! А еще развелись инспекторы-самозванцы...
РГ: Может, вам покажется странным этот вопрос, но все же: в чем с точки зрения государства разница между платной и бесплатной рыбалкой?
Крайний: За платную рыбалку платит рыбак, за бесплатную рыбалку платит государство. Государство сейчас вынуждено заниматься разведением не только ценных пород рыбы, но и частика. Тратить деньги на мелиорацию водоемов. Оплачивать рыбоохрану. Государство тратит на все это порядка 2–2,5 миллиарда рублей в год.
Бюджет у нас сейчас дефицитный, лишних средств в нем нет, тем более — на обеспечение развлечений. Этим и продиктовано стремление государства развивать индустрию рыбалки, которая возьмет на себя расходы на части территории страны.
Отчет о «горячей линии» с Андреем Крайним читайте в одном из ближайших номеров «РГ».