Рыба ищет, где глубже, а человек — где рыба. А если рыба есть, но ловить ее нельзя, начинаются волнения. Они связаны с запретом на ловлю некоторых видов рыбы, например, пеляди, которая водится в озере Чагытай. Рыболовов-любителей стали штрафовать за въезд на машине на лед, за пару пойманных на удочку рыбешек. При этом, как говорят очевидцы, все озеро усеяно браконьерскими сетями. Эта ситуация любителям спортивного отдыха не нравится.
На удочку озеро не «обезрыбишь»
Рыболовы-любители собрались в одном из специализированных магазинов Кызыла. Пришел туда и депутат Верховного Хурала Иван Чучев. Вместе они думают, что делать дальше.
С 1 января 2012 года наложен запрет на спортивный вылов пеляди, а также на заезд автотранспорта в ледовый период на озеро Чагытай. За это нынче Енисейское территориальное управление федерального агентства по рыболовству штрафует, и суммы серьезные: от одной до 4,5 тысяч рублей.
У рыбаков много вопросов к «федералам», как они называют Енисейское управление. Во-первых, им не понятно, как ловлей на удочку можно «обезрыбить» озеро. Во-вторых, почему борются именно с рыбаками-любителями, а браконьерские сети не достают из озера. И третий вопрос, которым задаются удильщики, почему рыбаков за въезд на лед штрафуют, а сами представители агентства разъезжают по озеру на необорудованных машинах.
«На Чагытае очень сильно начало развиваться браконьерство, — говорит Игорь Игошин, рыболов-любитель. — Мы подняли этот вопрос и вышли на Верховный Хурал. Там собрались все представители власти, которые отвечают за Чагытай. Мы всех выслушали, они — нас. Сошлись на том, что мы будем помогать ловить браконьеров. Нам пообещали: „Ребята, рыбачьте, только подстилайте под машины целлофан, чтоб не капало, и не сорите“. Урегулировали. Через неделю знакомые на озеро поехали и их оштрафовали — за въезд на лед».
«Непонятно, почему именно к любителям применяются такие карательные меры, — дополняет Андрей Крыцин. — Почему это агентство не принимало меры к браконьерам во время нерестового периода — с 1 октября по 31 декабря? Их там не было, а все озеро было в сетях. Рыбакам запрещают ловить пелядь, а ведь именно наше общество охотников и рыболовов „зарыбляло“ озеро этим видом. Нас оставили бесправными, мы не можем пользоваться плодами своего труда».
Так, один за другим любители порыбачить высказывали жалобы, задавали вопросы. Настроены они решительно и отстаивать свое право на отдых намерены до конца.
Депутат Верховного Хурала Иван Чучев пообещал помочь им в этом деле, но ситуация запутанная и пока не разрешилась.
Письмо премьеру
Отчаявшиеся рыбаки написали письмо-обращение главе Тувы Шолбану Кара-оолу. Но, как отмечают депутат парламента и сами составители, оно почему-то до премьера не дошло, видимо, затерявшись в коридорах исполнительной власти.
В этом обращении они говорят о том, что озеро Чагытай на протяжении десятилетий остается любимым местом отдыха и спортивной рыбалки в кругу семьи и друзей. «Несмотря на существующий запрет промыслового лова, озеро опутано браконьерскими сетями. Причем постановка сетей и их проверка проводится браконьерами на глазах рыболовов-любителей, которые зимой и летом ловят только на удочки, довольствуясь при этом иногда штучными экземплярами», — отмечается в письме.
Веря в то, что «только первые лица России и регионов сегодня с пониманием относятся к рыболовам-любителям и могут решить их проблемы», они просят Шолбана Валерьевича разобраться в сложившейся ситуации. При этом напоминают, что премьер-министр России В.В. Путин призвал бороться не с рыбаками, а с браконьерами, но вместо мер по наведению порядка на водоеме получилось ужесточение мер к рыбакам-любителям.
В завершении письма его составители просят решить возникшие проблемы «с одной лишь целью: дать возможность рыболовам-любителям право на нормальный спортивный отдых».
К этому письму-обращению приложили листы с подписями рыбаков, в знак солидарности с написанным. Эти подписи продолжают собираться. Сейчас их уже около двухсот.
Поход в агентство не принес результата
Решив не откладывать решение столь сложной ситуации на потом, двое рыбаков и двое журналистов направились из рыбацкого магазина в отдел Федерального агентства по рыболовству за комментариями. Там встретились с Юрием Полуниным, старшим инспектором отдела. Он, хоть и удивился наглости (мы все-таки нагрянули без предупреждения), но согласился ответить на вопросы, сказав, что скрывать ему нечего.
Между «федералами» и рыбаками разгорелись жаркие споры. Они друг друга слышали, но понять не могли. Первые говорили, что действуют в рамках федеральных законов. Вторые не понимали, почему тогда сами инспекторы их не соблюдают, заезжая на лед на обычных машинах, по которым не видно, что они служебные: нет ни надписей, ни «маячков», по их мнению, необходимых для спецмашин.
Работники отдела ссылались на «Правила рыболовства для западносибирского рыбохозяйственного бассейна» от 2009 года. Непонятно, почему именно на этот правовой акт, когда есть более поздние -Закон о рыболовстве, например. Кроме того, нежданные гости отдела напомнили, что Путин говорил о возможности дать рыболовам-любителям спокойно рыбачить, но снова они встретили «сопротивление» со стороны «федералов».
В разгар спора в кабинет вошел Владимир Ондар, начальник отдела Енисейского территориального управления. С журналистами общаться отказался, пообещав дать интервью завтра, а в свой кабинет пригласил, по его мнению, самого спокойного рыбака — Игоря Игошина. Более 20 минут они разговаривали, после чего Игорь вышел с понуренной головой. «Они уперлись в этот закон и все. А он, вероятно, вообще устарел. То есть ничего мы здесь не добились, и не знаю даже, что будем дальше делать», — пожал плечами рыбак-любитель.
Рыбаки настроены решительно
В конце прошлого года Росрыболовство опубликовало новую версию законопроекта «О любительском и спортивном рыболовстве». По всей России хотят ввести систему фиш-карт, без которых рыбачить будет нельзя. Стоить они должны недорого. Но интересно, чем мотивирует ведомство эту необходимость — оно хочет получить внятную статистику по количеству рыбаков в стране. То есть звучит это примерно так: «Заплатите деньги, и мы вас посчитаем».
Сейчас по всей стране рыболовы-любители обсуждают новый законопроект. Одни согласны, другие не понимают, почему должны платить деньги за возможность посидеть с удочкой там, где раньше это было бесплатно. В связи с новыми законами, рыбаки в разных уголках России уже успели и помитинговать.
Вопрос в Туве стоит пока не о том, станет ли рыбалка платной, а в запрете на спортивный вылов именно пеляди и на въезд на лед. Рыбаки ждут помощи от главы республики, собираются писать обращение и на сайт Владимира Путина. Сматывать удочки они точно не хотят и требуют от Федерального агентства по рыболовству пойти на компромисс.
Алексей Сенатов