За порядком на местных водоемах будут следить даже мотопланеристы
Хотя нерест у большинства плодящихся в кубанских речках и водоемах рыб и заканчивается первого мая, любителям посидеть на берегу с удочкой на утренней зорьке придется отложить это удовольствие еще на месяц — таковы правила. А о некоторых обитателях лиманов инспекторы рыбоохраны советуют народу забыть вовсе — вылов осетров, стерляди и других ценных пород, а также мечущих икру раков, запрещен круглогодично. В случае нарушений жители края могут попасться на удочку правоохранителей и стать фигурантами уголовных дел. Но это, конечно, в крайних случаях.
— Ловить рыбу на моторных лодках и других плавсредствах маломерного флота нельзя с первого февраля, — пояснил на организованной «Комсомолкой» пресс-конференции начальник Азово-Кубанского государственного отдела контроля, надзора и охраны водно-биологических ресурсов (ВБР) Сергей Смалюга. — Сам же нерест начинается с первого марта. С этого числа введено табу на ловлю удочками.
В настоящее время, по информации ведомства, икрометание завершено уже почти на девяносто процентов. Но у судака процесс воспроизведения потомства еще в полном разгаре — самцы охраняют мальков. Весной, во время нереста, браконьерам легче всего застать рыбу врасплох и вытащить ее из воды.
Что касается промышленной добычи рыбы, то на нее утверждается определенный лимит. Так, к примеру, в нынешнем году государство разрешило «опустошить» Азовское море и прилегающие к нему лиманы на 800 тонн тарани и 70 тонн судака. Норму по последнему, кстати, предприниматели уже почти выполнили.
— Рыбы сейчас на нерест зашло гораздо больше, чем в прошлом году, — говорит Смалюга. — Это значит, что через пару-тройку лет ее количество существенно возрастет.
Но, несмотря на всевозможные запреты, природные ресурсы нещадно «растаскивают» браконьеры. Только с начала этого года инспекторами рыбоохраны зафиксировано 1 200 правонарушений. Большая их часть приходится на Ейск, станицу Бриньковскую и Приморско-Ахтарск. Именно там «сконцентрированы» основные рыбные запасы Кубани, поэтому браконьеры туда и слетаются как мухи на мед. Тащат из воды сетями в основном пеленгаса, судака и тарань.
— В крае на 29 районов всего 24 наших сотрудника. А только они имеют право составлять протоколы на нарушителей, — добавляет Сергей Смалюга. — Поэтому для охраны водоемов приходится привлекать даже пилотов мотопланов, осматривающих рыбохозяйственные угодья с высоты.
Помимо охраны молодняка, отделу контроля, надзора и охраны ВБР приходится растолковывать народу, где им можно ловить рыбу в разрешенные законом сроки, а где нельзя. Особенно этими вопросами интересуются люди, живущие в непосредственной близости от водоемов. Сегодня большая их часть передана в аренду частникам.
— Беспокоиться кубанцам о том, что бизнесмены запретят им удить в лиманах, не стоит, — заверил Смалюга. — Ведь водоемы и живущая в них рыба существовали еще до того, как данные территории были переданы в аренду. Любой может совершенно спокойно сесть на берегу и рыбачить. Разрешенными способами, конечно. Если человека погнали с водоема, то он имеет полное право обратиться в прокуратуру. Другое дело — прудовые хозяйства. Там за вылов уже придется заплатить определенную сумму.
Разрабатываемый сейчас в верхах власти закон о любительском рыболовстве, говорят эксперты, должен четко регламентировать отношения между пользователями водоемов и людьми, желающими там порыбачить.