Раз в год — это уже традиция — волгоградские рыбаки, закидывая удочки в различных акваториях Волгоградской области, вылавливают не вполне обычную рыбку. Пиранью.
— Наверное, кто-то так шутит, а может, прокормить не могут, это вам не какая-нибудь гуппи. Она весит с килограмм. И съесть заморская хищница должна примерно столько же. Вот и отпускают ее обратно в воду, — объясняет Сергей Яковлев, главный ихтиолог ФГБУ «Нижневолжрыбвод» появление загадочного экзота.
Мал клоп, да живуч
Шутки шутками, но некоторые морские особи, которые также не должны водиться в Волге, чувствуют себя на чужбине — как рыбы в воде. Причем гостьи не только отлично у нас устроились, но еще и начали вредить.
В стоячих водах водохранилища поселился моллюск с витиеватым названием дрейссена бугская. От него, конечно, есть и некоторые плюсы. В частности, его способность фильтровать воду. Но приносит он больше вреда, чем пользы.
— Дрейссена очень сильно разрастается, — говорит Сергей Яковлев. — И ее мало кто из рыб может потреблять. Таким образом, данного вида моллюска накапливается на дне очень много. Это ухудшает илистую структуру дна водохранилища.
А вот ее сородича, моллюска монодакну цветную, напротив, пытались даже разводить в Цимлянском водохранилище. Эта гостья из Азовского моря подходит в качестве корма для многих разновидностей рыб и не имеет свойства заполонить все вокруг себе подобными.
Заморский лазутчик мохноногий китайский краб проник в наши воды в лихие девяностые.
— Этот обитатель Желтого моря тогда просто шокировал рыболовов и ученых, — говорит биолог. — А сейчас им редко кого удивишь.
Как предполагают специалисты, краб в Волгу мог добираться тремя путями. Возможно, сменить ПМЖ ему помогли балластовые воды. На каждом судне есть специальные цистерны для водяного балласта, необходимого для устойчивости на воде. В порту, откуда корабль отправляется, вода забирается, а сливается со всеми вытекающими, в виде крабов, последствиями уже в точке прибытия.
Путь второй: краб зацепился за дно танкера и «зайцем» доплыл до Волги или имеющей с ней соединение акватории. Наконец, его мог выпустить «на свободу», то бишь, в Волгу, какой-нибудь шутник — чтоб пиранье не скучно было.
Краб с мохнатыми руками
— Это желто-коричневый краб, с диаметром панциря от семи сантиметров, — описывает «лицо крабовой национальности» Сергей Валентинович. — Название «мохнаторукий» он получил за многочисленные волоски на лапках. Водится на глубине 10–15 метров, отлично адаптировался на дне Волгоградского водохранилища. Питается, как и рак, гнилью. За исключением сомов, у него нет естественных врагов.
А в Цимлянском водохранилище встречаются маленькие азовские крабики и одно время было очень много медуз. Вообще, водохранилище — менее проточный водоем, в нем происходит меньший водообмен. Больше испаряется вода, повышается теплоемкость, концентрация солей и минералов увеличивается. Поэтому подводные «гости» и приспосабливаются к новым условиям.
Так что, не вполне обычные для нашей пресной воды каспийская килька, восемь видов бычков стали вполне обычными для рыбаков.
Сейчас в Волге уже спокойно живут пришедшие из Черного и Каспийского морей рыбы-иглы, тюлька и каспийская сельдь, а также снеток и корюшка. Хотя некоторые из биологов утверждают, что «чужие» вытесняют местных обитателей: например таких, как сазан, язь, судак и лещ.
Бычок-черная головешка
Одно время бичом для Волги стала рыбка ротан-головешка (похожая на бычка рыбка), маленькая, почти черного цвета.
Его историческая родина — водоемы Дальнего Востока. Очень неприхотливая и всеядная рыбка, способная жить и размножаться в любой загрязненной воде, чуть ли не в лужах. Отличается редкой прожорливостью, уничтожает рыбью молодь и мальков. Численность ее в Волге одно время пытались даже всячески уменьшить, потому что боялись, что он чересчур расплодится. Но сейчас он вписался в эконишу.
Почему же обитатели теплых соленых морей адаптировались у нас на Волге? Как тут не вспомнить американские «фильмы-катастрофы», в которых ученые в один голос твердят: причина — глобальное потепление.
Из-за него «родимого» за последние 100 лет среднегодовая температура воды выросла на два градуса. Для рыбной миграции — достаточно. К тому же и уровень воды в Каспии неуклонно растет, а с ним и уровень солености Волги. Вот и становится река пригодной для жизни морских обитателей.
С такими незваными гостями скоро перестанешь купаться в Волге — чтобы не стать завтраком для адаптировавшегося аллигатора.
Мария Часовитина, Московский комсомолец в Волгограде