С 2018 года на Печоре можно будет проводить регулярные чемпионаты России по ловле рыбы
Рыбу любят практически все. Удить рыбу любят очень многие. Разводить рыбу тоже кое-кто решается. Но если первую любовь мы можем насытить в магазине, то уже со второй в Коми начинаются проблемы: реки мельчают и пачкаются отходами, в результате чего рыба чахнет и вырождается. А про третью любовь говорить приходится и вовсе осторожно: этот бизнес в республике, по сути, только делает первые шаги. Пора менять такое положение дел — прозвучало лейтмотивом на «круглом столе» «Сохранение и возобновление рыбных ресурсов Республики Коми», который прошёл в с. Ыб (Сыктывдинский район) в понедельник.
Инициатором «круглого стола» выступило ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». На этом месте невнимательный человек недоумённо остановится и спросит: это как бы шутка такая, да? Внимательный ему немедленно ответит: шутки кончились, причём именно для «ЛУКОЙЛа» — довольно давно.
Ради биоравновесия
Ещё семь лет назад, летом 2007 года, «ЛУКОЙЛ-Коми» выпустило в Колву и Сыню (притоки Усы) 100 тысяч мальков европейского хариуса. Впервые в истории Республики Коми работающее на её территории промышленное предприятие включило зарыбление рек в свою экологическую программу.
С той поры ежегодно компания выпускает в реки Печорского бассейна примерно по 100−200 тыс. штук молоди сига и хариуса. К настоящему времени в Печору, Усу, Ижму и Колву запущено почти миллион мальков.
Такого рода занятие лежит крайне далеко от основной деятельности всякой нефтяной компании. Всякая добывает нефть, да не всякая осознаёт, где именно она её добывает. Природа северных регионов России очень хрупкая. Достаточно чутко реагирует на вторжение в свою среду и рыба — вот почему компания, следующая принципам устойчивого развития, чувствует себя обязанной внести хотя бы небольшой вклад в поддержание биоравновесия.
Сколько рыбы нам нужно?
Но, конечно, выпуском мальков, пусть и регулярным, дело ограничиваться не может. Вопрос поддержания рыбных запасов, их увеличения и дальнейшего развития обязан решаться на самом высоком республиканском и федеральном уровне. Поэтому в конце минувшей недели в Ижму и Сосногорск прибыли депутаты Государственной Думы, члены её комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Василенко и Леонид Огуль. Они приняли участие в выпуске мальков на искусственном водоёме Сосногорской ТЭЦ, но уже в понедельник выехали в Ыб, куда организатор — «ЛУКОЙЛ-Коми» — пригласил специалистов и представителей общественности.
И вот что выяснилось.
— Фиксированный промышленный улов рыбы в Республике Коми по сравнению с 80-ми годами упал в разы, — заявил главный докладчик, начальник Коми бассейнового управления по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (Комирыбвод) Юрий Цильке. — Хотя за последние 5−7 лет всё-таки чуть-чуть увеличился.
Все, в общем-то, понимают, что с фактическим уходом в 90-е годы государства из промышленной рыбной ловли в реках и озёрах просто прекратился её соответствующий учёт.
— Ввиду спроса и высоких цен рыбаки реализуют ценную рыбу помимо какого-либо торгового учёта, — признал Цильке, а чуть позже подтвердила и руководитель Агентства Р. К. по туризму Юлия Рыбакова.
— Все рыболовные базы у нас работают вчёрную, — кивнула она в ответ на вопрос депутатов Госдумы.
Начальник Комирыбвода высоко оценил усилия природопользователей, которые пытаются поддерживать популяцию рыб в реках и озёрах Коми, но был вынужден признать и другое:
— Выпуск мальков будет эффективным лишь при охране водоёмов.
— Так вы их хотя бы мониторите? — спросил его руководитель общественного движения «Изьватас» (объединяет коми-ижемцев) Леонид Вокуев.
— Нет. Это прерогатива научных организаций, — ответил Юрий Цильке.
Рыбный роддом
В дискуссию вступили те, кто готов помочь в снабжении рыбой с другой — промышленной — стороны. Директор ООО «Рыбоводная компания «Биоресурс» Сергей Холмов призвал шире развивать рыболовное и рыбоводческое движение, заметив, впрочем, что вначале следует решить главную проблему — исходного биоматериала для завода рыбы.
— Не очень хорошо получается: вроде бы все главы республики — бывшие и нынешний — рыбаки, а рыбопитомника до сих пор нет, — сказал он. — Но если у нас нет роддома, какое же будущее нас может ждать? С питомника и необходимо начинать.
Комирыбтур
Заядлый рыбак — далеко не всегда заядлый едок рыбы. В процессе ловли есть неуловимая самодостаточная ценность. Которую и намерено эксплуатировать Турагентство Республики Коми.
— Программа развития внутреннего туризма разделена на несколько этапов, и только на третьем, ближе к 2018 году, после решения в первую очередь инфраструктурных вопросов, специалисты рекомендуют нам переходить к развитию нишевого, в том числе рыболовного туризма, — рассказала Юлия Рыбакова. — Мы планируем создать на Печоре особый рыболовно-туристический кластер с развитием института проводников, который позволит максимально вовлечь в работу местное население.
По её словам, с 2018 года на Печоре можно будет проводить регулярные чемпионаты России по ловле рыбы.
Рыбозавод
В Коми будет создан федеральный центр по разводу рыбу. С таким заявлением выступил на «круглом столе» Леонид Огуль. Выходец из Астрахани, он сослался на опыт родной области, в которой таких семь (что для региона, находящегося в дельте Волги и на побережье Каспийского рынка, вероятно, неудивительно). По его словам, проект включён в федеральную целевую программу по развитию рыбоводства.
— Здесь нужно только желание региональной власти показать те возможности, которые есть в республике, — скажет позже Огуль, отвечая на вопрос «Красного знамени» в беседе с журналистами. — Такие заводы у нас в Астраханской области работают по часам. И уже есть научный потенциал — ихтиологи и их разработки, которые пора применять на практике. Они понадобятся в такой благодатной для этого бизнеса республике.
— Вам, — обратился к присутствовавшим, в числе которых были и представители Общественной палаты РК, Александр Василенко, — хорошо бы совместно с вашим Государственным Советом собраться, выработать единую позицию и выйти в центр уже с перспективой правоприменения. И не забывайте, что, помимо государственных, существует ещё масса партийных программ (у той же «Единой России», например), в которые тоже можно вписаться с вашими идеями по восстановлению рыбных запасов республики.
Участники «круглого стола» не могли не согласиться с этим. И постановили создать для продолжения темы особую рабочую группу, в которую войдут представители органов власти, Общественной палаты, учёные и, с учётом наработанного опыта, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и других промышленных предприятий.
Какая рыба в водоём приплывёт быстрее всех
Традиционно в реки, озёра и искусственные пруды Коми выпускают мальков сига и хариуса как наиболее неприхотливых и хорошо выживающих в нашей водной среде. Тем не менее, сообщил на «круглом столе» в понедельник начальник Комирыбвода Юрий Цильке, в ближайшее время его ведомство намерено предложить к разведению молодь стерляди и работает над возможностью выпускать мальков сёмги.
А заведующий кафедрой экологического образования и безопасности жизнедеятельности СыктГУ Геннадий Доровских рассказал, что в своё время ихтиологи республики рассматривали как вполне жизнеспособный проект запуска в правые притоки Печоры тайменя.
— Но для этого вначале, для установления его нормальной среды обитания, необходимо всё-таки восстановить в этом бассейне стадо хариуса, — подчеркнул он.
Отсев
Из 10 000 мальков, выпущенных в естественные водоёмы, до пригодного для ловли веса в 300 граммов доживает 28 — такие данные приводит ООО «Рыбоводная компания «Биоресурс». По информации же Комирыбвода, для удовлетворения потребности водоёмов республики в биоресурсах в год необходимо выпускать более 310 млн. молоди рыбы.