Каждый рыбак знает — с сентября у рыбы начинается осенний жор. Как хищной щуке, так и безобидной плотвичке нужно накопить жирок, прежде чем уйти на дно — пережидать зиму. Сегодня у желающих посидеть с удочкой или спиннингом на берегу водоёма нет недостатка в рыболовных снастях (специализированные магазины предлагают широчайший выбор — не то, что в советские годы). Так что в осенние месяцы вслед за рыбой, что логично, прибавляют в активности и рыболовы.
О том, какими рыбными запасами богаты сегодня рязанские озёра и реки, о нюансах набирающей всё большую популярность платной рыбалки, о рыболовном опыте соседней державы, который нам, возможно, стоило бы перенять, «АиФ-Рязань» рассказывает ихтиолог Рязанского областного общества охотников и рыболовов Павел Мелёхин.
Рыба стала умнее
Александр Абрамов, «АиФ-Рязань»: Павел, по вашим наблюдениям, насколько сегодня рыбная ловля популярна среди рязанцев, как вид активного досуга?
Павел Мелехин: Пожалуй, даже больше, чем в прежние времена. Помню, что когда ещё был дошкольником, то на рыбалку ходил исключительно с дедушками или с отцом, женщины, как правило, ждали нас дома. Нынче же слабый пол ни в чём не уступает сильному. Благо, личного транспорта у людей стало больше, и в том, чтобы добраться даже до далёкого озерца — проблемы нет. Потому и ездят на рыбалку целыми семьями.
— А как же расхожее мнение, дескать, рыбы на Рязанщине стало куда меньше, нежели в прежние времена?
— На самом деле пока ещё и щуки, и жереха, и судака и другой рыбы в наших водоёмах хватает. Другое дело, что рыба стала умнее. Не только человек изобретает всё новые средства лова, но и рыба адаптируется к ним, учится обходить приманки. Хотя, не могу не согласиться, есть тревожные звоночки, связанные, как с браконьерством, так и с элементарной людской бесхозяйственностью. Так, в нижнем течении Волги последние четыре года из-за уменьшения объёмов сброса воды с Волжской гидроэлектростанции гибнет едва ли не вся икра, оставшаяся на подтопленных кустах после нереста рыбы. В нашем регионе пока ещё не было таких глобальных экологических бедствий, тем не менее, и у нас имеют место примеры безалаберного отношения к фауне. Достаточно вспомнить эпизод с отравлением рыбы химическими стоками в реке Павловке, в черте областного центра. Виновных тогда так и не назвали. А в удалённых от Рязани районах области, где для контроля не хватает ни материальных, ни кадровых ресурсов, могут оставаться незамеченными куда более серьёзные инциденты.
— Но ведь есть в регионе своя инспекция рыбоохраны, кому как не ей следить за благополучием наших рек и озёр?
— Региональная рыбоохрана — это один инспектор на один район области. Её специалисты, кстати, за довольно скромную зарплату должны контролировать огромные территории, но они физически не в состоянии это делать! Помимо того, существуют определённые бюрократические сложности, связанные с регистрацией нарушений. Так, инспектор сегодня не вправе самостоятельно изъять обнаруженную браконьерскую снасть. Он обязан записать её координаты и доложить вышестоящему начальству, а уж там примут решение.
— И что же, по-вашему, нужно делать, чтобы через десяток-другой лет не остаться без рыбы?
— Мне импонирует опыт наших соседей-белорусов. Там создали государственную инспекцию по охране животного и растительного мира, которая подчиняется непосредственно президенту Лукашенко. Её специалистов оснастили новейшей техникой: катерами, снегоходами. Обучили людей, дали им нормальную зарплату, одним словом, укрепив ресурсы, обеспечили неотвратимость наказания для нарушителей. И за последние лет пять в Белоруссии значительно увеличились популяции многих видов животных и рыб. Причём сегодня в соседней державе успешно развивают такие услуги, как платную охоту и рыбалку, растёт малое предпринимательство.
За деньги, но по совести
— Платную рыбалку нынче успешно развивают и у нас. Или всё-таки не так успешно, как в Белоруссии?
— Скажу так, организация услуг по платной рыбной ловле в регионе пока ещё в стадии становления. Там, где есть рачительные хозяева, там и с водоёмом, и с сервисом всё в порядке.
— А там, где нет? Знаю, что некоторые владельцы таких частных водоёмов просто ставят шлагбаум на дороге к озеру и не пропускают тех, кто не готов раскошелиться — вот вам и весь сервис.
— В таком случае надо писать заявление в областную прокуратуру, таких горе-хозяев тотчас же призовут к ответственности. Если, к примеру, частник, запустил в водоём карпа, то за каждого пойманного карпа я обязан заплатить. Но если я здесь же поймаю карася или леща, или же просто приду искупаться, никто не вправе требовать с меня деньги, и уж тем более, запрещать проход к водоёму.
Досье
Павел Мелёхин — выпускник Рязанского института права и экономики Министерства юстиции РФ. Вице-президент Федерации рыболовного спорта Рязанской области, выступающей в качестве организатора 7 турниров по спортивному рыболовству, в том числе — чемпионатов по ловле на блесну, мормышку, поплавок, спиннинг (с лодки и с берега), ловле донной удочкой с берега, а также чемпионата по ловле карпа. С 2013 года — ихтиолог Рязанского областного общества охотников и рыболовов.
Александр Абрамов