Легенды озера
Монгольское озеро Хубсугул считается младшим братом Байкала и Меккой рыбной ловли. По одной легенде, эти две жемчужины планеты миллионы лет назад были единым морем. Два великих озера имеют одну водную артерию — их связывает река Эгийн-Гол. Другая легенда о Хубсугуле гласит — земли, где сегодня растеклось озеро, ранее были широкой степной долиной, с пастбищами, но без воды. Здесь жила небогатая старушка Тамжид с тремя сыновьями. Семья гоняла скот от колодца к колодцу, поскольку из них периодически уходила вода. Однажды старушка забыла закрыть один из колодцев, и семья проснулась от звука большой воды, разлившейся по равнине. Чтобы закрыть колодец, один из сыновей взял из семи вершин западной горы семь горстей земли. Так появилась прекрасная горная цепь Долоон-уул (Семь гор).
Сама Тамжид стала Водной девой, а сыновья — рыбами. С тех пор существует правило — нельзя загрязнять Хубсугул, иначе духи-хозяева гор и воды потребуют ответа.
Рыбалка на Хубсугуле стала таким же брендом, как, например, африканское сафари. Монголы к рыбалке равнодушны. Скотовод-арат, севший на берегу с удочкой, считается у местных чуть ли не изгоем, поскольку только неудачник не может прокормиться выращиванием скота.
Иркутск и Хубсугул разделяют свыше 342 км. Дорога идет по Тункинской долине, уникальному месту Прибайкалья. Эти горы Восточных Саян, вероятно, помнят еще Чингисхана.
Как сто лет назад
На территорию Монголии мы въезжаем через пограничный переход Монды — Ханх. Ханх — сомон аймака Хувсгэл (Хубсугул). В небольшом деревянном Ханхе люди, на первый взгляд, живут, как и сто лет назад. В магазинах — деревянные полки, араты передвигаются по улицам на низкорослых монгольских лошадках, вокруг юрты.
Однако уже работает единый проект развития туризма в окрестностях природного комплекса озера Хубсугул. В поселке построена новая больница, интернат, где живут ученики местной школы, приехавшие на учебу из стойбищ.
Для проживания нам достается четырехместная войлочная юрта на туристической базе «Саян Радиан» («Край земли») с печным отоплением. Кто не готов отказаться от городского комфорта, могут ночевать в благоустроенной гостинице.
Однако юрта — это все-таки экзотика. Нам поясняют, что местная традиция соблюдается неукоснительно — двери юрты смотрят строго на юг. Поэтому в степи, встретив юрту кочевника, путник легко может сориентироваться по сторонам света. И еще несколько местных правил — в юрте не принято без разрешения занимать почетное место, неуважительно садиться на порог.
Верх нашего жилища прозрачен. Засыпая в юрте и глядя в звездное небо, нетрудно представить, как сто лет назад кочевники просыпались с первыми лучами солнца и шли поить скот.
Без улова не остались
В день приезда командам дали время для подготовки снастей и пробных рыбалок. Для новичков это было очень кстати. Новички были и в команде газеты «Областная», однако без улова в первый день никто не остался.
Рыбалка проводилась в нескольких километрах от турбазы, на месте, именуемом иркутскими рыбаками «Камчаткой». Здесь не было конкуренции, но царил дух дружбы и взаимовыручки. Бывалые рыбаки учили новичков премудростям, давали дельные советы, делились снастями.
Среди тех, кто не в первый раз участвовал в Press-Fish, — Борис Слепнев (газета «Копейка»), Константин Куликов (Деловой журнал «Капиталист»), Сергей Бондаренко, Олег Рассказов, Андрей Семакин и другие известные иркутские журналисты.
Ирма Слепнева (пресс-служба областного правительства) среди женщин в первый день рыбалки была негласным лидером — самый первый улов принадлежал именно ей. Прямо на льду родилась импровизированная примета — если клюнуло у Ирмы, дальше будет ловиться у всех. И хариус шел на все удочки подряд. Но главным был даже не размер улова, а общение коллег в дружеской и неформальной обстановке.
Наиболее продвинутые рыбаки пробовали рыбацкое счастье на озере Хух-Нур, или Окуневом озере. Кто-то уехал на место, где водится исключительно ленок.
Провозить рыбу, как и другие биоресурсы, на территорию РФ нельзя. Поэтому мы ее, в разных вариациях, готовили прямо на льду.
Периодически на «Камчатку» подъезжали егери — представители Хубсугульского национального парка. Они привозили полиэтиленовые пакеты и следили, чтобы на льду не было мусора.
О Хубсугуле местные власти заботятся самым серьезным образом. На озере есть несколько зон — туристическая, ограничительная, где можно вести хозяйственную деятельность, и спецзона, где могут работать только ученые.
Рыбу надо искать
Первый кубок Press-Fish был разыгран в 2015 году, в нем участвовали 12 команд. Нынче приехали уже 18, в том числе монгольские журналисты со студии телевидения «Хувсгэл».
По условиям соревнований в каждой команде должно быть не более трех человек. Поэтому газета «Областная» была представлена двумя командами «Танки» и «ЛДД». Всех участников поделили на три зоны и дали на испытание рыбацкого счастья три часа.
Несмотря на ограниченное время, все помогали друг другу — не каждый привез с собой ледобур для лунок. Автору этих строк досталась немыслимая глубина — 30-метровая леска даже не достигала дна. Об улове нечего было и думать. Новую лунку мне помог пробурить участник соревнований из другой команды.
— Иногда рыбу надо искать, — похвалил меня за сообразительность член судейской коллегии.
В новой лунке дело пошло быстрее. Глубина здесь была уже вполовину меньше, и в течение получаса мне удалось поймать двух крупных рыбин. Однако потом наступил полный штиль. Не клевало даже у опытных рыбаков. Никто не огорчался — бывалые объясняли новичкам, что участие в этом престижном турнире — само по себе победа.
Повезло и с погодой — было солнечно, безветренно, и лица почти всех участников покрылись ровным хубсугульским загаром.
Самой волнующей стала церемония взвешивания улова. Судьям предстояло определить общий вес добытого, вес самого большого и самого маленького экземпляра.
Несмотря на то что на соревнованиях поймать хотя бы одну рыбку удалось далеко не каждому, у всех было прекрасное настроение.
Призы и фавориты
Церемонию награждения объявили на вечер. До той поры рыбаки, которые на соревнованиях остались без улова, поехали на привычные и проверенные места. И рыба вновь «пошла». И какая! Представитель команды «Областной» Юрий Дымшаков на обычный хариузовый настрой поймал налима. Рыба дразнила нашего коллегу, гуляла по трем лункам, но, наконец, была поймана голыми руками.
В номинации «Первая рыба» победил Андрей Бачурин (команда «Соседи»). Артем Сороковиков из команды «Веселый бормыш» стал обладателем приза за самую большую рыбу. В личном первенстве (учитывался вес улова) отличилась Евгения Дмитриева (радио «Комсомольская правда»). Это второй Женин турнир. В этом году она подтвердила завистливые мужские тезисы о том, что фаворитами этих соревнований были именно женщины. Нашей коллеге достался симпатичный приз — мотоледобур. В командном первенстве чемпионом стала команда из Братска «Трудовые резервы», завоевавшая Кубок Хубсугул-2017.
Обе команды газеты «Областная» хоть и не взяли главных призов, но уверенно заняли свою позицию в середине турнирной таблицы. Опыт — дело наживное, решили мы и поняли: нужна практика.
Расставаться с бескрайней и прекрасной Монголией было немного грустно. Даже долгое ожидание перехода через границу не испортило впечатлений. Хубсугул — место сакральное, у него удивительная энергетика. Сюда хочется возвращаться всегда.