Ловля окуня со льда в этом году для многих московских рыболовов оказалась и еще окажется хорошей школой мастерства. Как я и предполагал и прогнозировал, глухозимье на водоемах без течения наступило буквально через день после становления «третьего перволедья». Что самое интересное, и такое было очень трудно предвидеть, и на некоторых небольших реках наступил просто «мертвый сезон». О ловле на течении разговор особый, а сегодня речь пойдет об озерах, карьерах и водохранилищах.
Сначала об озерах и небольших, хоть и в меру проточных прудах. Здесь жизнь замерла. Окуня в большинстве случаев можно ловить, но только живцового размера. Как правило, на прудах существуют несколько точек, в которых окунь зимует, по аналогии, например, с карасем. Если знать такие точки, которые из года в год остаются неизменными, то весьма удобно пользоваться их «услугами» для заготовки выносливого живца нужного размера.
В больших карьерах и водохранилищах поведение окуня весьма адекватное и достаточно предсказуемое.
Окунь, как и большинство видов рыб, уже перешел на размеренный режим существования. Низкая температура воды и продолжительный сезон охоты за мальком по открытой воде, с одной стороны, не способствуют аппетиту. Однако хороший кислородный режим позволяет поддерживать высокую активность. Исключение кислородного фактора из приоритетных стимулирует окуня на периодические вспышки кормовой активности. Выражается это в том, что приблизительно раз в неделю окунь начинает очень неплохо клевать. Если обычно в середине зимы товарный окунь встает, мало передвигается, на голове появляются мелкие серые пиявки, то в этом году вовсе не так.
Сейчас окунь периодически совершает набеги в прибрежную зону, а также на отмели и бугры.
Набеги эти совершаются на зорях. Например, на Можайском, Истринском или Клязменском водохранилищах сейчас клев окуня наблюдается в прибрежной зоне с глубиной до трех метров до 10 часов утра, и уже после 4 вечера. В середине дня увидеть поклевку удается на глубинах от пяти до 12 метров, при этом клюет исключительно мелкая рыба.
Ловля сейчас интересна, прежде всего тем, что в арсенале нужно иметь и балансиры, и блесны, и мормышки.
В этом году очень многими рыболовами замечено, что утром окунь предпочитает балансиры, причем длиной не два и не три, а целых пять сантиметров, которые в данное время зимы правильнее отнести к щучьим. Характерно то, что лучшие результаты показывает использование балансиров с активной игрой и с расцветкой «под окуня» или «под тюльку». Объяснение такого явления, на мой взгляд, кроется в том, что окунь продолжает охотиться за привычными ему по открытой воде мальком и более мелким собратом.
В середине дня клев просто прекращается, создается такое впечатление, что рыба «умерла», хотя на эхолоте рыба находится буквально под каждой лункой, причем постоянно меняет горизонт расположения, то есть движется. Поймать рыбу днем удается только с использованием самой «спортивной» снасти.
Снасть для ловли требуется максимально тонкая, можно сказать, миниатюрная.
На конце лески диаметром 0,06 мм крепится вольфрамовая мормышка диаметром не более 1,5 мм или свинцовая мормышка диаметром около 2 мм. Качественная, а главное, «свежая» леска такого диаметра позволяет без особых проблем справиться с окунем весом до 300 г при ловле с глубины свыше 5 м. Кроме кивков из лавсановой пленки, очень хороши кивки, изготовленные из кабаньей щетины, особенно если применяется мормышка из свинца.
Во время ловли вялого окуня особенно наглядно проявляются достоинства и недостатки мормышек из вольфрама и свинца. Окунь на глубине очень редко хватает энергично движущуюся приманку, отдавая предпочтение медленным движениям мормышки с очень небольшой амплитудой. Да и во время ловли с большой глубины на легкую приманку как не тряси, а мормышка будет или совершать плавные и размеренные колебания, или вообще будет стоять на месте.
Всем известный недостаток тяжелых мормышек из вольфрама, который заключается в относительно резкой игре, проявляется сейчас в полной мере. Свинцовые мормышки своей плавной игрой нередко становятся вне конкуренции. Говорить о каких-либо особенных или специальных формах мормышек для такой ловли не приходится из-за их небольшого размера и большой глубины. Традиционные шарики, капельки и «стасики» (нечто среднее между шариком и капелькой) успешно применяются рыболовами. Лично я отдаю предпочтение капелькам по двум причинам. Во-первых, у капельки больше боковое сопротивление при движении в воде и они меньше вращаются вокруг вертикальной оси, то есть обладают более устойчивым положением во время движения. Во-вторых, их удобнее держать в руке во время насаживания кормового мотыля и во время освобождения крючка из пасти окуня. Если говорить о цвете мормышки, то я лично в это время года применяю или черные мормышки, или покрытые гальванической медью, или мормышки цвета латуни. Но более важен размер, а не цвет.
Окуня приходится искать настойчиво, и лучше в хорошо знакомых местах, с бровками, буграми, на косах и их окончаниях. Если вы ловите на хорошо известном месте, то имеет смысл замечать лунки по ориентирам, но в наше время стало лучше это делать не с помощью веток, а с помощью хорошего навигатора.
Найденные лунки рекомендую прикармливать мелким мотылем. Прикармливать советую несколько лунок в ряд, расположенных почти точно над одной и той же найденной «рабочей» глубиной. По совершенно необъяснимым причинам к одним лункам окунь подходит и ловится, а к другим, на первый взгляд точно таким же, не подходит. Что, впрочем, характерно и для плотвы и подлещика. Как я уже упоминал, днем окунь очень пассивный и редко хватает энергично движущуюся приманку. Крупного окуня чаще можно поймать на шевеление приманки на дне или у самого дна. Ловля на мормышку крупного окуня в это время эффективна лишь тогда, когда он опускается ко дну и интересуется кормовым мотылем, но при смене давления и освещенности он, как и всякая другая рыба, или поднимается от дна, или смещается в другие места. Бывают дни, когда он стоит над ямами, но непосредственно подо льдом. Искать причину этого явления, чтобы прогнозировать, на каком горизонте ловить окуня, дело неблагодарное. Надежнее методично проверять наличие окуня и у дна, и в полводы, и подо льдом. Поэтому, если прикармливать, то делать это нужно в два этапа. На первом этапе ловли лунку прикармливают с помощью маленькой кормушки, мотыля кладут на дно. Если окунь ловится после прикармливания у дна и не поднимается за мормышкой, то кормить больше не следует. Но если окунь хватает приманку даже в 30 см от дна, то имеет смысл постоянно подбрасывать сверху в лунку по несколько штук мелкого мотыля. Окунь после этого, возможно, будет подниматься все выше и выше ото дна, но это и хорошо. Как показывает практика, рыба, поднимаясь ото дна за прикормкой, становится более активной. Игра мормышкой в этом случае становится более энергичной, с плавным подъемом. Чем выше ото дна начинает ловиться окунь, тем больше становится смысла попробовать ловить на мормышку без насадки. Тем, кто психологически не может заставить себя ловить не мотыля или репейника, можно посоветовать насаживать на крючок мормышки самого мелкого мотыля. В конце февраля, да и в марте, случаются дни, когда окунь даже на известных и прикормленных местах не ловится на мормышку, несмотря на все ухищрения рыболова. В таких случаях стоит или спокойно пообедать, или направиться к берегу для подготовки лунок для вечерней ловли.
На вечерней зорьке картина меняется диаметрально. Окунь начинает весьма активно клевать около береговой бровки.
Однако вечерний клев, во-первых, может по интенсивности сильно отличаться от утреннего, во-вторых, он кратковременен, но самое главное, меняется его характер. Если утром рыба хватала балансир и блесну, то вечером окунь может вообще не обратить на них внимание. Остается мормышка, но не с мелким мотылем, а с крупным.
Особенно явно такая закономерность наблюдается, если рыболов утром или в течении дня кинул в лунки на отмели несколько десятков кормового мотыля.
Почти повсеместно проявляется и другая закономерность. Сначала из лунки извлекаются несколько мелких окуней, а затем следует поклевка крупного. Причем такая поклевка может быть всего одна. Это является подтверждением того, что крупный окунь охотится за мелким. Когда поклевки на глубине 1-2 метра заканчиваются, что происходит с началом наступления сумерек, стоит проверить лунки с глубиной менее полуметра. Здесь также есть вероятность поймать несколько приличных экземпляров.
И еще, очень важно оценить, реагирует ли сегодня окунь на кормового мотыля. Случаев, когда прикормка вредила, предостаточно.
В следующий раз остановимся на ловле окуня на течении.
Российская охотничья газета Андрей ЯНШЕВСКИЙ